10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
Добро и зло в романе-эпопее Л. М. Толстого «Война и мир»
Да здравствует весь мир!
Л. Толстой
Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Л. Толстого, то, видимо, самым верным ответом будет такой: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Такие две стороны единой и постоянной мысли писателя. В эпопее оказались резко противопоставлены два лагеря тогдашней России - народный и протинародний.
В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям 1812 года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Процветают лишь ничтожные люди: Друбецькі, Берги, Курагіни. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из состояния неверия в жизнь. Андрей Волконский нашел свое место в жизни, в героической общенародной действия. Князь Андрей - этот рыцарь без страха и упрека - в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу, потому что он отказался от старых своих мечтаний о командной наполеоновскую роль по отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что история делается здесь, на поле боя. Он говорит Пьеру: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду». Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и людьми. Нет больше в нем заносчивой гордости, аристократической кас-товості. Автор пишет о герое: «Он был предан делам своего полка, он был заботливым в своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили». Подобно этому, Пьера солдаты назовут «наш господин». Всю свою жизнь Андрей Волконский искал возможности участвовать в настоящий, большой действии, важном для жизни, для людей, в которой сливается мое и общее. И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия - только в единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне нарушила его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогла понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.
У Пьера, который переживает те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородінських главах появляется особое понимание: они - солдаты, ополченцы, народ, возникает особенно острое ощущение того, что только они и являются истинными выразителями действия. Пьер увлекается их величием и самопожертвованием. «Солдатом быть, просто солдатом! - думал Пьер, засыпая».
В романе «Война и мир» говорится о такую эпоху, когда человек находится на первом плане. Люди, непосредственно ответственные за развитие действия, которые творят ее (эпоху), становятся из «маленьких» людей великими людьми. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского боя. Про всех людей можно будет - после народной победы - сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все они - вся Россия «с мораль-ной бани» вышли! Пьер - главный герой «Войны и мира», это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером восходит звезда 1812 года, предвещая и чрезвычайные беды, и необычайное счастье. Его счастье, его торжество неотрывны от торжества народного. С образом этой звезды сливается и Наташа Ростова, вернее, ее характер.
По мнению Толстого, Наташа-сама жизнь. Натура ее не терпит остановки, пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе - всех.
Пьер говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: «Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил всю жизнь и люблю так, что без нее не могу представить жизни».
Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, такие их черты: жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость. Роль характера Наташи в «Войне и мире» большая. Она - сама душа радостного человеческого общения, в ней сочетаются стремление действительного, полного жизни для себя - по желанию такого же жизнь для всех; душа ее открыта для всего мира.
Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную мысль Толстого. Путь Пьера и князя Андрея - это путь ошибок и ложных взглядов, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь - путь потерь, когда он не смог отстоять в эпизоде с Телєгіним свою правоту, когда Телегин украл кошелек у Ростова, «у своего брата украл», но это не только не мешает, но как будто помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова.
Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он врет и что среди павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы на глазах и он говорил: «Я виноват». Хотя Ростов был прав. Потом тільзітські главы, торжество переговоров между императорами - все это странно воспринимает М. Ростов.
В душе Николая Ростова поднимается бунт, возникают «странные мысли». Но этот бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на офицеров, что осуждают этот союз: «Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать». Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет с него верный аракчеєвський рубака, «когда прикажут».