10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
«Мысль народная» в романе Л. М. Толстого «Война и мир»
В 1869 году из-под пера Л. М. Толстого вышел один из гениальных произведений мировой литературы - роман-эпопея «Война и мир». По словам И. С. Тургенева, «ничего лучшего у нас никогда не было написано никем».
«Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года», - говорил Лев Толстой.
Из этого высказывания следует то, что писатель считал «мысль народную» главной, основной мыслью романа.
«Я старался писать историю народа», - говорил Толстой. Главный герой романа - народ; народ, брошенный в ненужную и непонятную ему войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту родины и разгромивший в освободительной войне огромную неприятельскую армию во главе с непобедимым до тех пор полководцем.
В романе более ста массовых сцен, в нем действуют более пятисот поименно названных людей из народа, хотя значение образа народа определяется не количеством массовых сцен, а народной идеей. Важнейшие события романа оцениваются Толстым с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает писатель словами князя Андрея: «Почему мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля боя». Народная же оценка Бородинского боя данная автором в конце третьего тома романа: «Нравственная сила французской атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется підхопленими кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в моральном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородіном».
«Мысль народная» всюду присутствует в романе. Мы ее чувствуем и в беспощадном «срывании масок» при изображении Курагіних, Ростопчин, Аракчеева, Друбецкого и других.
Еще более полно «мысль народная» ощущается в тех главах романа, где изображаются герои, близкие к народу или те, что пытаются понять его: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все те, кого можно назвать «русскими душой».
Человеком, которая воплотила в себе дух народа, Толстой изображает Кутузова. Кутузов - подлинно народный полководец. Таким, кто выражает потребности, мысли и чувства солдат, он выступает во время смотра под Браунау и во время Аустерлицького боя, и особенно во время Отечественной войны 1812 года. «Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат».
Кутузов для России - свой, родной человек. Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. «Трудно вообразить себе цель, более достойную и более збіжну с волею всего народа», - говорит писатель.
От имени народа Кутузов отвергает предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812року, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий.
Кутузов - носитель народной мудрости, выразитель народных чувств. Его отличает «необычайная сила проникновения в смысл происходящих явлений, а источник ее лежит в народном чувстве, которое он носил в себе во всей своей чистоте и силе».
Только признание в нем этого чувства заставило народ выбрать его против воли царя главнокомандующим русской армией. И только это чувство поставило его на ту высоту, с которой он направлял все силы не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и беречь их.
Но особенно ярко «мысль народная» проявляется в изображении героизма и патриотизма русского народа в Отечественной войне 1812 года. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество солдат и лучшей части офицеров. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении «чувство ужаса перед врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».
Война 1812 года не была похожа на другие войны. «Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие древние предания», - писал Толстой. Он показал, как поднялась «дубина народной войны», нарисовал многочисленные образы партизан, изобразил патриотизм мирных жителей, что оставляли Москву, что бросали и уничтожали свое имущество.
Итак, читая роман, мы убеждаемся, что писатель о великих событиях прошлого, о войне и мире судит с позиции народных интересов. А это и есть та «мысль народная», которую любил в своей бессмертной эпопее Толстой и которая осветила немеркнучим светом его гениальное произведение.