Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ

Обличение преступного общества в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Многие великие писатели в своих произведениях создавали образ Петербурга, раскрывая все новые и новые его грани. Достоевский в своем романе изображает столицу в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное «действующее лицо» - город, который давит, душит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи, и поэтому история нравственной борьбы Раскольникова разворачивается в романе на широком фоне повседневной жизни города. Перед нами проходят образы чиновника Мармеладова, что спился, его жены Катерины Ивановны, что умирает от чахотки, матери и сестры Родиона Раскольникова, успевших еще в провинции, где они жили раньше, познакомиться с трудной судьбой человека с непривілегійованих слоев населения, пережить гонения помещиков и богачей. Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину, и его взаимоотношений с ростовщиком.

Мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянных ругательств и ссор, молчаливую трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безвыходное положение семьи пойти на улицу, чтобы перебороть себя и обречь на постоянные, мучительные унижения.

Достоевский представляет нам целую галерею «деловых» людей, наживающихся на народном горе. Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно появляется перед Раскольниковим. В романе старая возникает из темноты: «и только виднелись ее глаза, что сверкали из темноты. Елена Ивановна - это крошечная сухая бабка лет шестидесяти, с острыми и злыми глазками, с маленьким острым носом и халате. Белокурые волосы, что мало поредело, было жирно смазанный маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было накручено какое-то фланелеве ветошь, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся потрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка».

Эта старая бьет и держит в рабстве свою сестру - простодушную велетку Лизавету. Лихварка скупа и безжалостна: она дает за вещи, принесенные ей в залог, всего четвертую часть их настоящей цены и дерет непомерные проценты. А все накопленное богатство по завещанию должно перейти в монастырь и «на вечный помин» бесстыжей души старой.

Следующий представитель галереи - Лужин. Лужина автор изображает ограниченным, расчетливым и трезвым дельцом. Раскольников, еще до своей первой встречи с ним, разгадал користолюбну, черствую и безсердечну натуру Лужина и глубоко возненавидел его. И, однако, зштовхуючись с Лужиним, Раскольников с отвращением убеждался, что, как это ему ни противно, между ним и Лужиним есть и много общего. Лужин - не просто самолюбивый, расчетливый делец. Свой образ действий он пытается оправдать при помощи принципов политической экономии и буржуазной морали. Выслушав рассуждения Лужина, Раскольников неожиданно осознает, что эти принципы являются более низинным вариантом его собственных взглядов, вульгарным опошленням его «идей». «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать», - заявляет он Лужину, устанавливается общность между ними обоими.

Достоевский тем самым заставляет героя ощутить близость между его «наполеоновской» теорией и экономической теорией Лужина. В отличие от Лужина, образ Свидригайлова отталкивающий и трагический. В романе авантюрист-помещик Свидригайлов воплощает моральное разложение русского дворянства. Когда Свидригайлова посадили за долги, его выручила Марфа Петровна, на которой он вскоре женился. Богатство пришло к нему неожиданно, власть над крепостными душами - все это розбещило его: Свидригайлов не только опустошен внутренне, но и сам трагически осознает свою опустошенность и глубоко страдает от нее.

Отвращение к себе, трагическое ощущение душевной болезни, что начинается, уживаются в нем с цинизмом, с садистскими наклонностями. Борьба между жаждой жизни и голосом совести, что вызывает у него отвращение к самому себе, приводит его к самоубийству. На первый взгляд, между помещиком Свидригайловим, которого «обошла» крестьянская реформа, и бедняком Раскольниковим, сестру которого преследует Свидригайлов, столь же мало общего, как между Раскольниковим и ненавистным ему дельцом Лужиним. И, однако, умный Свидригайлов при первом же свидании с Раскольниковим заявляет ему, что они «одного поля ягоды». Отрицание нравственных норм, утверждение идеи «сильной» личности, которые провозглашаются Раскольниковим, приводят не только к оправданию «идейного» преступления его, но и к оправданию разврата и нравственной опустошенности Свидригайлова, вызывающих у него самого тоску и внутреннее омерзение. Если «экономическая» мораль Лужина способна привести к теории Раскольникова о «праве» на преступление, то та же теория в другом видоизменении может привести к «свидригайловщини», к потере различия между добром и злом, к полнейшему нравственному разложению личности - такова реальная логика вещей, которую раскрывает нам Достоевский.

Мучительный для самого Раскольникова крах его идеи, то моральное истязание, которое он переживает после убийства, выражают, по мысли автора «Преступления и наказания», торжество общественного, народного начала, присущего натуре Раскольникова, над теми эгоистическими мечтами и духовными заблуждениями, которые разъединяют человека с народом, ведут его к нравственному падению и гибели. Этот глубокий философский смысл «Преступления и наказания» делает роман столь же значительным и для современного читателя - участника сложной и напряженной борьбы за социальные и нравственные идеалы нашего времени.

Достоевский писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой как человека и писателя всегда оставалось стремление помочь людям угнетенным и обездоленным в России и во всем мире обрести достойное человека существование, завоевать путь в «царство мысли и света». Во всей реалистической прозе XIX века нет другого произведения, которое бы с такой правдивостью изобразил картины страданий широких масс, вызванных нищетой, социальным неравенством и угнетением, как «Преступление и наказание».

Вместе со своим главным героем Достоевский гневно отвергает как оскорбительные для человека взгляды многих мыслителей своей эпохи, которые думали, что страдания и нищета неизбежны во всяком обществе, что они составляют изначальную судьбу человечества. Великий русский писатель страстно защищает идею нравственного достоинства человека, который не желает быть «вошею», не хочет терпеть и безропотно подчиняться, но всем своим существом восстает против общественной несправедливости, не хочет мириться с ней.