Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ

«Бедные люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье «Забитые люди» Н. О. Добролюбов писал: «В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком, настоящим, полностью самостоятельным человеком самим по себе».

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - это книга о жизни обездоленных, это боль писателя за поруганную честь «маленького» человека. Перед читателем разворачиваются картины страданий «маленьких» людей. Их жизнь протекает в грязных комірчинах, на бульваре.

Холодно и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленных. Трактирна и уличная стихия вмешивается в судьбы людей, накладывает отпечаток на их переживания и поступки. Вот женщина, что бросается в канал... А вот по бульвару идет пьяная пятнадцатилетняя девочка. Эта страшная картина вызывает горькие мысли у Раскольникова. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоптана с юных лет человеческая душа. «Бедная девочка!.. Очнется, поплачет, потом мать узнает... Сначала прибьет, а потом висіче, больно и с позором, пожалуй, и сгонит... А не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францевни, и начнет шастать моя девочка туда и сюда... Потом тотчас больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и тихонько от них пустуют), ну а там... а там опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три - калека, всю жизнь ее девятнадцать или восемнадцать лет от роду всего-с»... И гневом дышат его слова, когда он с возмущением говорит, что существующее жизнь оправдывает подобное сознательное унижение человека: «Это, говорят, так и надо. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год...». В этот процент и попали Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Дуня Раскольникова.

Типичный приют столичной бедноты - жалкая комната Мармеладных. Увидев эту комнату, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни, историю своей семьи. Рассказ Мармеладова о себе в грязном трактире - это потрясающая исповедь «погибшего человека, задавленной несправедливо ущемлением обстоятельств». Это крик о помощи. Горький пьяница, который пропивает последние чулки жены, который теряет службу через свой порок, Мармеладов дошел до последнего щабдя человеческого падения. «Нас обворовывал и в кабак носил», - говорит Екатерина Ивановна.

Но порок Мармеладова объясняется невосполнимостью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносят ему страдания. «Милостивый господин, - начал он почти с торжественностью, - бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем более. Но нищета, милостивый господин, нищета -

порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». Мармеладов - человек, которому «некуда идти». Отчаянием одинокого человека звучит его жалоба: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Потому что бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!»

Мармеладов все дальше катится вниз, но и в падении он сохранил лучшие человеческие порывы, способность сильно чувствовать, по словам Д. И. Писарева, «ему не изменила природная деликатность и чуткость глубоко нежного характера». Последний душевное движение Мармеладова - это мольба к Катерине Ивановне и Соне о прощении.

Да, действительно, всю жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, «плача и рыдая и руки ломая», выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания. Тут невольно вспоминаются слова Мармеладова: «понимаете Ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти»? Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну до чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства. Сам Достоевский говорит о ней: «А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было». Вот это стремление почувствовать себя полноценным человеком и заставило Екатерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами: «Гордо и с достоинством осмотрела своих гостей», «не удостоила ответом», «громко заметила, через стол».

Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство - доброта. Она пытается оправдать своего мужа, говоря: «Представьте, Родіоне Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит». Она, крепко прижимая Соню, вроде грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: «Соня! Соня! Я не верю!». В поисках справедливости Екатерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним.

Так Достоевский, суперечучи себе, опровергает теорию утішливості и смирения, что якобы приводит всех к счастью и благосостоянию, когда Екатерина Ивановна отвергает утешение священника. Трагический конец КатериниІванівни. В беспамятстве бежит к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают и перед ней закрывают двери. Больше нет надежды на спасение, и Екатерина Ивановна решается на последний шаг: она идет просить милостыню. Очень впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, «заездили клячу», «надорвалась», перекликаются с образом замученной, забитой до смерти клячи, что некогда приснилась Раскольникову. Образ ко-няки, что надорвалась, в Ф. Достоевского, стихотворение М. Некрасова о том, как били клячу, сказка М. Салтыкова-Щедрина «Лошадь» - это обобщенный, трагический образ замученных жизнью людей. В лице Катерины Ивановны запечатлен трагический образ горя. Этот образ содержит в себе огромную силу протеста. Он становится в ряд вечных образов мировой литературы.

Трагизм существования угнетенных воплощен и в образе Сони Мармеладової. Достоевский любил контрастно оттенять трагическое, ставя его рядом с пошлым, обыденным, смешным. Так появляется первый раз Соня, в крикливому костюме продажной женщины у кровати отца. Этот нелепый костюм заставляет почувствовать трагичность судьбы его обладательницы. А судьба Сони трагическая. Ей некуда идти в этом мире, потому что, по словам Мармеладова, «много ли может бедная, но честная девица честным трудом заработать». Сама жизнь отвечает на этот вопрос отрицательно. Вот и идет Соня торговать собой, чтобы спасти семью от голода, потому что выхода нет, она не имеет права покончить с собой. Д. Писарев писал: «Может быть, Софья Семеновна, так же сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол перед Катериной Ивановной 30 целкових, в которых заключался весь смысл и все оправдание ее аморального поступка». Положение безысходности, когда даже путь самоубийства невозможен для бедного человека, толкает людей на моральные преступления против самих себя, ставит вопрос: нарушить нравственность - преступно, не нарушить - тоже преступно по отношению к близким. Не пойди Соня на нарушение норм нравственности, и дети умерли бы с голода. Образ Сони превращается в обобщенный образ вечных жертв. Поэтому Раскольников восклицает: «Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка»...

Образ Сони является проводником взглядов на жизнь самого автора. Все в ее образе говорит о величие нравственного подвига, о сочувствии к людям, о силе души, о стремлении к самоуничижения, смирения.

Горькая судьба и душевная сила Сони отражены во внешнем облике: «...В комнату, робко озираясь, вошла одна девушка... Это была Софья Семеновна Мармеладова.... Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, со скромной и приличной манерой, с ясным, но как будто запуганным лицом...».

Характерными деталями Ф. Достоевский подчеркивает униженное положение Сони в этом мире: «Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам», «Соня опять села и опять робко, растерянно, быстро взглянула на обеих дам и вдруг потупилася».

Эта робкая забитая существо становится моральным наставником, потому что ее устами говорит Ф. М. Достоевский. Главное в характере Сони - это смирение, всепрощающее христианская любовь к людям, религиозность. Вечная смирение, вера в бога придают ей силы, помогают жить. Поэтому именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в страдании.

Раскольников спрашивает у нее, что делать ему теперь. Соня отвечает: «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!». Чтобы показать нравственную силу Сони, Достоевский пишет, что и на каторге, куда ушла она за Раскольниковим, каторжане полюбили ее. Под ее влиянием излечивается от душевной травмы и Раскольников. Образ Сони был единственным светом Ф. М. Достоевского в общей тьме безнадежности.

Сонечка Мармеладова - это олицетворение любви к людям. Она сохранила чистоту души в том грязи, в который толкнуло ее жизни.

Образ Сони - это обобщенный образ человеческого страдания. Но этот образ имеет в себе и огромный реалистичный смысл. Судьба Сони как жертвы мерзотностей, потворностей собственнического строя, при котором женщина становится предметом купли-продажи, приобретает широкое обобщающее значение. Подобная судьба уготована и Дуни Раскольниковій, которая должна была пойти дорогой Сони. Единственно реальный путь для девушки без средств к жизни - это путь продажи себя, правда, лицу определенной, в данном случае - Лужину.

Очень подробно, психологически верно изображая «бедных людей», Ф. М. Достоевский проводит основную идею романа: дальше так жить нельзя.