10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ
Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова в «Преступлении и наказании»
Ф. М. Достоевского
Как океан, обьемист шар земной,
Земная жизнь кругом обьята
снами...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами...
Ф. Тютчев
Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время - время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью.
Сон литературного героя - это часть истории его души. Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне таинственным лесом к странной избушке, где «напівжуравель и напівкіт». И впізнаєм ее русскую душу, наполненную сказками и преданиями «простонародной старины». Вместе с Катериной Островского мы летим с «темного царства» Кабанихи и Дікого в яркий мир грез. Вместе с Обломовым мы попадаем в застойный рай спящей Обломовки. Вместе с Верой Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний великого утописта М. Г. Чернышевского.
Какие же бездны открывают нам сны Гринева и Раскольникова? Почему в формулировке темы эти герои рядом? Попробую ответить. Они оба молодые, оба ищут в жизни свои пути. Сон Гринева - предсказание, каким будет этот тернистый путь; сон Раскольникова - раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба герои выведены обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в «нежные видения полусна», Раскольников находится в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны объемные, ясные, выразительные.
Гринев, оторванный от папочки и мамочки, конечно, видит во сне родной имение. Но все остальное... Вместо отца - бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с главарем бунта - этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженным отцом. Если сон - знак, то сон Гринева - знак судьбы.
Таким знаком предостережения мог бы стать для Родиона Раскольникова его первый сон. Страшась самого слова «убийство», он все время спрашивал себя: «... И разве о будет?» Он сомневался, готов совершить худшее из насилий над живым существом. И во сне маленький Родион, плачет над замученной пьяной толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: «Не убий!». Проснувшись, Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове? Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевского, что убийство противно человеческой натуре. И тут мне вспомнилось «хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского. Та же толпа, которая смеется над лошадью, что упала, те же слезы живого существа... И своеобразное видение поэтом гуманизма:
.. .все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь.
Но Раскольников находит для старой процентщицы другое слово - «вошь», с вшей найнепотрібніша. И снится ему сон, будто бьет и бьет он топором по голове старую, а она хохочет и хохочет. Родион и до сна готов ее другой раз убить бы, если бы очунялась.
Почему он так много думает о ней? Действительный герой его теории («пророк», Наполеон) не думает ни о каких старых. Он поставил бы поперек улицы батарею и «дул бы в правого и виноватого», не испытывая угрызений совести. А раз Родиону снится старая, значит, у него муки совести; выходит, «слабак», «тварь дрожащая». Вот этого и не может простить Родион лихварці. Если эти сны отражали борьбу, что происходит в душе героя, то в последнем сне Раскольникова мы слышим самого Достоевского, который полемизирует с теми, кто полагается в поисках гармонии мира на преобразующую силу идей. Эти идеи снились Родиону в виде трихин, микроскопических существ, наделенных разумом и волей. Гнездились они в головах людей.
Самым страшным для Достоевского было то, что заражены этими трихінами считали себя самыми умными и непоколебимыми в своей правоте. Писатель не принимал того, что истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И поэтому зараженные трихінами люди не знали, что есть добро, что есть зло, и убивали друг друга с бессмысленным остервенением во имя торжества истины.
Этот сон Раскольникова открывает перед нами заветную мнению Ф. М. Достоевского однако, что спасет мир не блестящая идея, а нравственное перевоспитание человечества.
Почему в книге Ф. М. Достоевского так много болезненных снов? Сон Гринева в Пушкина задает трагическую тональность дальнейшей рассказы. Достоевский снами своего героя не только увеличивает общий мрачный фон книги, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что «Капитанская дочка» - это книга об исторической трагедии, которая была, а «Преступление и наказание» - предостережение об исторической трагедии, которая может быть.