Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века

Юрий Федькович (1834-1888 pp.)

Жизненный путь




Юрий Федькович (полное имя и фамилия - Осип Доминик Гординский где Федькович; имя Юрий писатель взял в зрелом возрасте) родился 8 августа 1834 года в селе Сторонке-Путилові, на Буковине, которую называют Гуцульщиной. Детство писателя прошло среди живописной природы гуцульских гор, на берегу реки Путиловка, где стоял родительский дом.

Красота родной земли навеки пленила сердце Юрия Федьковича и вошла в его художественный мир.

Отец будущего писателя, Адольф Адальберт Гординский где Федькович, по происхождению спольщений шляхтич, занимал незначительные правительственные должности, работал управляющим барского имения. Мать происходила из семьи украинского священника, однако в быту придерживалась крестьянских обычаев, не чуждался простых крестьян-гуцулов, говорила только по-украински и передала сыну любовь и уважение к родному языку. От старшей сестры Марии Юрий перенял много сказок, песен, исторических преданий.

Учился Юрий у частного учителя в соседнем селе Киселицы, а позже - в немецкой нижней реальной школе в Черновцах. Закончить ее не удалось, потому что над краем прокатилось 1848 г. крестьянское восстание, возглавленное Лукьяном Кобылицей, в котором принимал участие брат Юрия Иван. После подавления восстания Иван, спасаясь от преследований, уехал в Молдавию, а за ним отправился и четырнадцатилетний Юрий.

Чтобы заработать на кусок хлеба, пришлось работать сначала в землемера, а потом у аптекаря. Уже в эти годы будущий писатель начал задумываться над социальными контрастами окружающей действительности. В конце концов, это побуждает его стать на борьбу против социальной несправедливости.

В этот период юноша занимался самообразованием. А поскольку образование получал в немецкой школе и читал только немецкие книжки, поэтому и первые шаги на поэтическом поприще делал только на немецком языке.

Осенью 1852 г. по настоянию отца Федькович вынужден был вступить в императорскую армию. Началась ненавистная ему жовнірська служба, длившаяся более 10 лет, и была самым тяжелым периодом в жизни. Единственным утешением Федьковича в этот период были искренние разговоры с простыми воинами.

Представители молодой западноукраинской интеллигенции поощрили офицера австрийской армии начать писать также на родном языке. Во время австро-итало-французской войны 1859 г. (в походе в Италию) он написал первое стихотворение на украинском языке «Ночлег». Того же года впервые Ознакомился с творчеством надднепрянских писателей.

После итальянского похода Федькович прибыл с частью полка до Черновцов и полтора года находился в этом городе. Это положительно отразилось на формировании его литературно-эстетических взглядов. Федькович налаживает контакты с несколькими украинскими и немецкими литераторами, знакомится с активным участником революционных событий 1848 г. в Вене, прогрессивным немецким поэтом Эрнстом Нейбауером.

Именно Нейбауер сыграл большую роль в становлении Федьковича как поэта, поскольку он предоставил молодому писателю не только моральной поддержки, но и ввел в круг своих знакомых, среди которых была Эмилия Марошані, в которую Федькович влюбился. В доме

Марошані Федьковича состоялась встреча с А. Кобылянским.

Семь первых украинских стихов Федьковича под названием «Жовняреькі думы» были опубликованы в 1861 году в брошюре А. Кобылянского «Slovo na slovo do redaktora "Slova"» (1861 г.) и восторженно восприняты читателями. Именно тогда Юрий Федькович начал развитие реалистической украинской культуры на Буковине, стал выразителем дум и чаяний трудового народа.

1862 г. во Львове был издан сборник «Поэзии Иосифа Федьковича», которая состояла из двух разделов. В первом - «Думы и песни » - размещено 48 лирических стихов различной тематики. 10 произведений из более ощутимым повествовательным сюжетом выделены в раздел «Баллады и рассказы», среди них своеобразный цикл - баллады «Добуш», «Юрий Гинда», «Киртчалі». Произведения, которые вошли в сборник, показывают, что в украинскую литературу пришел талантливый, самобытный поэт, который начал на Буковине литературу, написанную народным языком. Федькович считал, что литература должна быть доступной широким народным кругам, она должна помогать простым людям преодолевать социальные препятствия, способствовать росту сознания трудящихся.

1863 г., по завершению военной службы, Федькович вернулся в родное село. Чтобы заработать на жизнь, занимался хлеборобским трудом. За исключением непродолжительного пребывания во Львове, с 1863 до 1876 г., жил преимущественно в Сторонке-Цутилові, был несколько лет школьным инспектором Вижницкого округа.

Работая длительное время на педагогической ниве, он на протяжении всей творческой деятельности не выпускал из своего поля зрения маленького читателя. Писатель заключил сборника стихов, молитвеники для гуцульских детей, создал для них посібничок по грамматике, выдал «Песенник для хозяйственных детишек» (1869 г.), составил «Букварь», который так и не был напечатан. Как педагог Федькович вынашивал планы преподавания в школах на народном языке, отстаивал связь школы с жизнью и хозяйственной деятельностью.

В январе 1864 г. он похоронил мать, смерть которой глубоко поразила писателя. Своим несчастьем Федькович делился с простыми людьми, находя в этих разговорах утешение для себя. Не отличался от них ни языком, ни одеждой, ни обычаями. Федькович всячески защищал крестьян от господского произвола. Он был их защитником на судебном процессе с помещиками за право пользоваться лесами и пастбищами.

В Сторонке-Путилові Федькович завершил работу над самой большой своей поэмой «Дезертир», подготовил второй сборник своих стихов, впоследствии вышедшей тремя выпусками в Коломые (1867-1868 гг.), написал целый ряд замечательных повестей и рассказов, пробовал силы в жанре драматургии, перевел «Слово о полку Игореве».

Творчество Федьковича достаточно широкая по объему, но не равноценна по своим идейно-художественным содержанием. Однако до Федьковича на Буковине народным языком никто не писал. А источником поэтического вдохновения Юрия Федьковича было устное народное творчество. По мнению Федьковича, поэтического мастерства можно добиться, только прикоснувшись к богатейшим сокровищам устного народного творчества. Сам поэт написал немало оригинальных стихов по мотивам народных песен.

Писатель восторженно отзывался о музыкальную одаренность украинского народа и очень много сделал в деле популяризации украинской народной песни. в 1862 году он опубликовал семь переводов украинских песен на немецком языке, а в последующие годы продолжал знакомить немецкоязычных читателей с жемчужинами украинского фольклора.

Песня сопровождала поэта от раннего детства до последних лет жизни. Свои первые стихи Федькович начал составлять еще тогда, когда и понятия не имел о существовании украинского писательства, и даже украинской азбуки. О народнопісенну основу своего творчества художник четко сказал в стихотворении «На добрый день»:

Потому что меня мать ба и породила,

Где вірли воду пили,

Научила меня ба и співаночок

Сто двадцать четыре.

Потому что меня мать ба и породила

В поле край Дуная

И сказала: пой, сынок,

И как соловей в роще.



Современники поэта свидетельствуют, что он имел большое влияние на гуцулов. То, что сказал мужикам, то было святым, много хорошего сделал общинам. Крестьяне избрали его председателем, выдвигали на посла до краевого сейма.

И жизненный путь писателя не была легкой. Его пригласили во Львов на должность редактора просветительских изданий. Это была каторжная работа, на которой писатель вынужден был писать разные моралізаторсько-церковные сказания, религиозные псалмы. Его творческая инициатива сковувалася, духовные и физические силы истощались. Это длилось 14 месяцев (1872-1873 гг.). Целыми днями Федькович не выходил из помещения, сидел в комнате и писал, и почти никто его не видел во Львове. Глубоко потрясен несправедливостью, писатель порвал с просвещенцами и вернулся к Сторонця-Путилова. Снова и снова Федькович убеждался, что только среди простых людей он может творить.

В Сторонке-Путилові поэт подготовил сборник «Дикие думы». Все чаще он обращал взгляд в сторону Приднепровской Украины, мечтал напечатать там произведения. А слава о буковинского певца уже докатилась до Киева.

1876 p., после смерти отца, Юрий Федькович переехал в Черновцы, возобновил свои давние взаимоотношения с Г. Нейбауером, который в то время жил в Радівцях, на Буковине, и с его помощью подготовил к печати сборник немецких стихов «Am Tscheremusch», а в Киеве в это время вышли в свет «Повести Осипа Федьковича». Слово федьковича Ю. становилось достоянием всего украинского народа, а составитель сборника М. Драгоманов поставил его рядом с «наиболее любимыми писателями» Украины. Однако постоянные травли, преследования, грубые нападки реакционной прессы подтачивали здоровье Федьковича, расшатывали его нервную систему, взрывали творческие силы. В письме к М. Драгоманова поэт возбужденно писал: «.. .Треба будет из Австрии бежать, чтобы криминала спастись. .. Меч поступил мне!!!»

Однако в этот период углубляется уединение писателя, он на много лет, устранился от активного общественно-культурной жизни.

Отойдя от любой литературной работы, Федькович дает волю древнем заинтересованности астрологией. В душной атмосфере гнета, не видя поддержки со стороны буржуазной интеллигенции, писатель впал в отчаяние и уныние.

У1878 г. с резким осуждением буржуазной интеллигенции, которая травила писателя, выступил И. Франко в статье «Критические письма в галицкой интеллигенции». Именно ее он обвинил в творческой депрессии писателя.

В 1884 г. буковинская интеллигенция делает попытки вернуть писателя в литературной и общественной жизни. На склоне жизни Федькович восстановил литературно-творческую деятельность. В 1885 году он стал редактором газеты «Буковина» и предоставил ей демократического направления. На страницах этой газеты от 16 мая 1886 года были напечатаны такие знаменитые строки:

«Мы должны раз и навсегда покинуть наш смешной и для нас пагубное сепаратизм, ради которого мы в закутке и отделено до сих пор жили, как какая-то новая, то есть какая-то «буковинская нация», и должны начинать жить якоби одним духом и одним телом с прочим русским народом».

1886 г. в Черновцах было отмечено 25-летие литературной деятельности писателя. Подавая отчет о юбилее, польская газета «Kurjer Lwowski» писала, что самым дорогим подарком поэту был неожиданный приход на празднование представителей крестьян Кицманского уезда, которые вышли в зал с глубоким поклоном и вручили взволнованном поэту две большие калачи, стопку соли и кружок свежего меда. Эти подарки проявляли глубокое уважение к юбиляру.

На протяжении всей творческой жизни Федькович считал, что литература должна быть доступной широким народным кругам, чтобы помогать простым людям преодолевать социальные препятствия, способствовать росту сознания трудящихся:

Чтобы наша песнь и слава

Век клокотала

И нас дальше загрівала,

Как досы нас грела!



Последние годы жизни Федьковича обозначены напряженным трудом. Из-под пера поэта вышли оригинальные стихи «Доліри», «Нашістарі», «Новый год», «До наших румунізаторів », новые редакции драматических произведений. И тяжелые условия жизни подорвали здоровье писателя. Выражая свое последнее желание, Федькович писал: «Любящее сердце и нежные руки прошу посадить на могиле и вокруг него ель, розы и барвинок, чтобы мыло было отдохнуть. В головах класть мне не крест, а ель! Крестов в своей жизни я имел достаточно».

11 января 1888 году выдающийся буковинский поэт умер в нужде, в чужом доме.

Крестьяне-гуцулы горько оплакивали «своего отца» Федьковича.

На смерть поэта отозвалась тогдашняя пресса. В одной из черновицких газет говорилось о большой талант писателя, который пытался пробудить народную жизнь на Буковине. Со смертью одного из крупнейших мастеров пера все славянство, вся европейская литература понесли значительные потери.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

В биографии Юрия Федьковича есть много белых пятен, которые на протяжении длительного времени смущают многих исследователей.

В письмах самого писателя есть ссылка на то, что он мужицкого рода, в то время как метрика свидетельствует, что его отец был дворянином, а мать - попівною. И лишь предсмертные письма писателя к Даниилу Танячкевич и Костя Горбаля раскрывают тайну его рождения: он был сыном не Гординского, а мужика Коссована.

На четырнадцатом году жизни мать писателя, Анна, отдали замуж за больного чахоткой священника Николая Дашкевича. Брак был длительным (16 лет), но несчастливым. В этом браке Анна родила восьмерых детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте.

А уже через 7 месяцев после смерти мужа вдова выходит замуж за младшего от себя Адольфа-Адальберта где Федьковича Гординского, пришлого из Галичины, со Станиславского И округа. Гординский был латинского обряда, и венчание состоялось в костеле в Вижнице.

Писатель родился 8 августа 1834 г., когда мать была женой Гординского. Поскольку он был сыном греко-православие-них родителей (Анны и Косована), его окрестил греко-православный поп. А чтобы избежать стыда, Гординский вписал Анниного сына в латинскую метрику под именем Josephus Dominicus.

Дома, однако, мальчика не называли ни Доминик, ни Осипом, а только Юрием. Это имя он взял официально уже в армии, когда в 1854 году переходил к греко-православной веры. А фамилия Федькович было частью благородного фамилии его названного отца, вернее, отчима Адольфа Гординского, то понятно, откуда такое нагромождение имен, фамилий и подписей буковинского поэта.

Гординский не любил Осипа и его брата Ивана, часто бил их и выгонял из дома, потому что они были его пасынками; и вообще, ни один ребенок его женщины не исходила от него. Впоследствии Гординский покинул свою жену, Осипову мать, и Юрий Федькович почти не вспоминает о своем отце.