Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века
Юрий Федькович (1834-1888 pp.)
Творческий путь
Литературное наследие писателя составили свыше 400 стихотворений, песен, баллад, дум и поэм, более 60 повестей, рассказов, новелл и других жанров малой прозы.
Первыми печатными произведениями Федьковича были немецкая баллада (следы которого утеряны) и романтическое повествование «Der Renegat» (1859 г.). Творчество на немецком языке писатель не прекращал до конца жизни, издав два сборника стихотворений («Gedichte», 1865 г.; «Am Tscheremusch. Gedichte eines Uzulen», 1882 г.) и напечатав ряд стихотворений в периодических изданиях. Несколько произведений, в том числе немецкий перевод трагедии «Довбуш», остались в рукописях. В немецкоязычной творчества Федькович нарушал те же проблемы, что и в творчестве на украинском языке; нередко сочинение на немецком языке является переводом или перепевом его украинского произведения, или наоборот.
Поэтические произведения Федьковича немецком языке были высоко оценены Нойбауером, получили положительные отзывы И. Франко, О. Маковея, чешского литературоведа К. Кадлеца. Выход сборника «Am Tscheremusch» был высоко оценен в Вене. Статью о Федьковича было размещено в «Истории немецко-австрийской литературы».
Хотя Федькович начинал как немецкоязычный поэт, знакомство с «Кобзарем» Шевченко побудило его писать на украинском языке. Во время пребывания в цесарской армии Федькович познакомился также с произведениями Квитки-Основьяненко и Марка Вовчка, которые произвели на него большое впечатление. Некоторое время буковинский поэт даже пытался подражать Шевченко.
Во время службы в армии Федькович использовал произведения Шевченко для пробуждения, социального и национального сознания солдат. Впоследствии он вспомнит об этом в своей прозе творчества.
В рассказе «Кобзарь и жовняри» Федькович показал, как на произведениях Шевченко солдаты учились грамоте, а затем зачитывались ими, передавали из рук в руки: «А что с моим «Кобзарем» и с Марком Волчком подіялось, то и не сказать. Как стали их, знаете, возить караул от караула, касарня от касарні, от одного « грамотных» до второго, то только цумаття я уже достал, а не книжки...
Из «Кобзаря» много себе чего выписали наши «грамотные», а много чего выучили наизусть».
1876 г. Ю. Федькович завершил поэтический цикл «Дикие думы», который представлял собой своеобразный итоговый обзор художественных идей и мотивов его поэзии.
Главными темами его творчества являются жовнірство, национально-освободительная борьба народа, красота гуцульских обычаев и проблема общественной роли поэта и поэзии.
Теме жовнірства посвятил Ю. Федькович произведения «Дезертир», «Марш на Италию», «Товарищи», «Золотой лев», «Новобранчик», «В аресте». Будучи солдатом императорской армии на протяжении десяти лет, Ю. Федькович хорошо знал быт солдат, их настроения во время военных действий, походов, особенно, когда они были далеко от дома, на чужой земле. Его герои тоскуют по дому, скучают за любимыми, сожалеют о напрасно потерянных годах, осуждают жестокость офицеров.
Знал писатель и психологию рекрутов, которые оставили дома свои семьи. Проблему рекрутчины поэт видел изнутри: глазами матери-вдовы, которая пыталась со всей силы заработать золотого льва, чтобы откупить сына от армии («Золотой лев»), глазами влюбленной девушки, которая прощается со своей любовью («Рожа»), глазами сирот, жен, матерей.
В стихотворении «Шельвах» речь идет о юном жолнера, что часами должен выстаивать в морозную ночь на" вахте в тонкой солдатской куртке. От холода «сердце в груди томится».
Тема рекрутчины находит свое развитие в поэме Федьковича «Новобранчик» (1662 г.). Автор выступает не только против рекрутчины, но и против общественного строя, который ее породил. Поэма свидетельствовала о том, что автор возвышался до осуждения австро-венгерской реакционной системы и пропагандировал революционные идеи.
В сборнике «Стихотворения» поэт прибегает к художественному обобщению в представлении картин тогдашней действительности. В стихотворении «Пречистая дево, радуйся, Мария!» автор на фоне прекрасной буковинской природы воспроизводит ужасные картины человеческих страданий: молодой солдат лежит расстрелян, потому что не хотел убивать других людей, вдова с ребенком сидит под чужим плетнем, сироту богач травит собаками. После каждой сцены рефреном звучат саркастические слова: «Пречистая дево, радуйся, Мария!»
Еще одной тематической группой стихов и поэм Ю. Федьковича есть произведения, посвященные национально-освободительной борьбе и народным вожакам - Олексе Довбушу («Довбуш»), Юрию Хинди («Стрелецкая приключение» и «Юрий Гинда»), Лук'яновіКобилиці(«Лукьян Кобылица»).
Популярным героем поэзии буковинского Кобзаря Олекса Довбуш. Автор в балладе «Довбуш» доказывает, что предводитель повстанцев и его друзья - не разбойники, а народные мстители, наделенные глубокими человеческими чувствами. Значительного внимания оказывает Федькович любви Довбуша в Звонки, которое, в конечном итоге, приводит героя к гибели. Героически-романтический образ народного мстителя перекликается с фольклорными мотивами. Поэт намеревался создать целый цикл стихов о Довбуша, но смог реализовать свой замысел лишь частично.
60-е годы - это годы углубление демократического мировоззрения поэта. Его идейное рост показала поэма «Лукьян Кобылица».
|
|