Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века

Марко Вовчок (1833-1907 гг.)

«Институтка»

Впервые выдающееся произведение Марка Вовчка - социальная повесть «Институтка» - был напечатан на русском языке в переводе И. С. Тургенева в 1860 г. на страницах журнала «Отечественные записки». На русском языке повесть вышла в журнале «Основа» в 1862 г. с посвящением Т. Г. Шевченко.

Марко Вовчок работала над повестью в течение 1859-1861 гг.: начала работу над произведением в Немирове, продолжила в Петербурге, а завершила в Париже. Первоначальное название повести - «Барышня».

Жанр повести позволил писательницы шире, чем в «Народных рассказах», охватить проблему крепостнической действительности, изобразить изуродованное жизни крепостных крестьян. Марко Вовчок мастерски создала целую галерею образов крестьян-крепостных и помещиков, глубоко раскрыла зарождения протеста угнетенных людей против крепостничества. «Институтка» - это первый образец социальной повести в украинской литературе, который показал дальнейший рост украинской прозы на пути критического реализма.



Теория литературы

Социальная повесть - это повесть, в которой герои изображены на фоне каких-то социальных событий связаны с определенными общественными обстоятельствами.



Стилевые особенности повести

Марко Вовчок избирает форму повествования от первого лица, что позволяет писательницы сквозь призму восприятия действительности рассказчицей Устиною подать яркие портретные и психологические характеристики персонажей повести. Еще одной стилевой особенностью «Институтки» является прием сопоставления, использованный, чтобы ярче показать непримиримую борьбу между двумя противоположными социальными группами. По этому принципу автор сгруппировала образы повести: старая госпожа, институтка и господин-либерал, с одной стороны, и крепостные - Устина, Катя, Прокоп, Назар, бабушка-крепостной - с другой.



Образы крепостных

Прокоп


Марко Вовчок осознавала, что роль народных масс в антикріпосницькому освободительном движении неизбежно должна стать активной и выльется в открытую борьбу с кріпосниками. В «Інститутці» впервые появляется образ крепостного, что защитился с помощью силы, подняв руку на господина. Это образ закріпаченого крестьянина Прокопа.-

Прокоп - чрезвычайно свободолюбивая личность, и он не понимает тех, кто примирился со своим положением. Его цель - добиться свободной жизни любой ценой: «Я так: или вирятуйся, или пропади!», «И на воле и беда и напасть - ничто не страшно. На воле я горы потоплю!»

Прокоп делится своими мыслями о воле с Устиною и Назаром, убеждая их в необходимости борьбы с господами за собственную волю. Поэтому, когда помещица-институтка подняла руку на бабушку-крепостную и Устину, Прокоп без колебания ее останавливает, схватив за руки: «Ну, дамы, хватит!.. Этого уже не будет! Хватит!» Господин-либерал такие действия Прокопа расценивает как покушение на жизнь помещицы и отдает его в москали. Прокоп «не сопротивлялся, сам руки протянул, еще и улыбнулся», потому что знал, что хуже кріпаччину нет ничего на свете, а на солдатчину смотрел как на временное бедствие.

Прокоп - честный, благородный человек, который имеет чувство собственного достоинства и понимает, что кріпаччина является противоестественным явлением, поэтому свою свободу нужно бороться. Прокоп ненавидит угнетателей и способен открыто отстаивать свое человеческое достоинство и честь близких ему людей.

Ведущей чертой характера Прокопа есть оптимизм. Об этом говорит Устина, когда Прокопа господин уже распорядился отдать в солдаты: «Прокоп меня развлекает, доказывает мне, что это беда досрочное, что вернусь, говорит, - будем свободны».

Прокоп видит путь к свободе в бунте против господ, что убедительно звучит в его речи.

Прокоп - решительный, искренний, человечный в таких же обездоленных, как и сам. Он наделен не только духовной красотой, но и внешней: «высокий парень, статный, поглядывает, улыбается.

В образе Прокопа Марко Вовчок показала новый тип крепостного крестьянина-бунтаря, в котором пробуждается классовое сознание, стихийный протест против господ. О свободе он не только мечтает, но и активно борется за нее.



Назар

Еще одним ярким антикріпосницьким образом является Назар. Он решительный, волевой, как и Прокоп, способен на силовой протест против крепостничества. Назар - барский извозчик. В уста этого персонажа автор вкладывает наиболее меткие и остроумные характеристики господ: он очень метко сравнил барина-либерала с квачем, а о інститутку он пренебрежительно говорит: «Если бы такую женщину и мне - я бы ее в комашню втручив, - пусть бы пыхтела!»

Назар имеет веселую, шуточную нрав: «да И захохочет на весь дом. Такой уж человек был тот Назар: все ему шутки. Кажется, хоть его на огне в печи, он будет шутить». Но за этим юмором чувствуется решительный протест против крепостничества. Когда Устина плачет, услышав, что ее мужа отдают в солдаты, Назар говорит: «Чего плачешь? Хуже не будет!.. Вот будет ли лучше - не знаю».

Мечта о свободе для Назара связана с бегством. Он не боится, что его могут поймать, а только задумывается над тем, что некуда бежать: « От которой бежал, такую и встретил. Из дранки и нарядишься в переперанку», ибо, как поет он, везде «и все господа, и все дуки». Но он все же сбегает из рабства, чтобы хоть вздохнуть свободным человеком.

В его речи и поступках раскрывается свободолюбивый характер. Назар - великодушная и сострадательная человек: когда он узнает, что Прокопу трудно жить в городе, навещает его и отдает весь свой небольшой Скарб: «Принес Я тебе деньжат крошку: пять рублей. Поживай здоровы». А когда Прокоп приуныл, что нескоро сможет вернуть их, Назар говорит на это: «Гай-га! Чтобы живые были! Это не барские деньги - братские: ими не зажуришся. Я себе заработаю». Назар сочувствует Прокопу и Устине, желает им счастья, потому что сам его не имеет и хорошо знает, что такое горе.

Бегство крестьян от своих господ была широко распространенным явлением. В образе Назара автор показала стремление всех порабощенных крестьян освободиться от крепостной зависимости. Назар, как и Прокоп, откровенно выступает против господ, проявляя свой протест, борется за собственную свободу.



Устина

Устина имела тяжелое детство: «Отца-матери не испытываю: сиротой выросла я при чужбине, в людях». Когда в десятилетнем возрасте ее взяли до барского двора, она ничего кроме целого дня труда и не видела. Особенно невыносимой жизнь Устины стало после приезда барышни-институтки, к которой ее приставили горничной.

Устина претерпела многих издевательств и от старой помещицы, и от молодой, но это не сломило ее жизнелюбия и веселого нрава: «меня бьют (хотя бы не вспоминать) - не здержу сердце, заплачу, а роздумаюсь немного - и смеюсь». Устина стремится воли и верит в лучшее будущее. «Любо на свободе дыхнуть», - такое мнение Устины проходит через всю повесть.

Жизнь крепостных в старой помещицы было тяжелым: каждый день работа в «девичьей», постоянная ругань от старой помещицы, а нередко - драка. С приездом барышни в поместье жизнь стала еще невыносимее. Особенно много бед претерпела Устина, когда институтка выбрала ее себе горничную: «Приду было ее впитывать, то уже которой надругательства я от нее не натерплюся!.. Заплетаю косы - не так! Вновь розплітую и заплетаю, - снова не так!.. Она меня и щиплет, и штирхає, и расческой меня скородить, и булавками колет, и водой сливает, - чего, чего не доказывает над моей головонькою бедной!»

Постоянные притеснения и издевательства оставила свой отпечаток в душе Устины, выработав в ней терпение и покорность, но вместе с тем, и ненависть к господам. Однажды институтка едва не задушила Устину: «Я тебя на куски разорву! Задушу тебя, гадино... Она меня как схватит за шею обеими руками!.. Руки холодные,как змеи»

Марко Вовчок через Устину выразила собственное отношение к угнетателям и этим бросила упрек института «благородных девиц», который не давал своим воспитанницам настоящих знаний, образования, не воспитывал рис благородства: «Чего там барышни нашей не научены! А наиболее, бачся, людей тумашіти!».

Устина выросла среди чужих людей, поэтому она хорошо понимает чужое горе, сочувствует своим подругам. Она добрая, ласковая девушка. Когда Катя спрашивает Устину, молодая госпожа, и отвечает правдиво: «Недобрая» . Устина способна на глубокие чувства, искренне любит Прокопа, но в условиях крепостничества их бракосочетания не принесло счастья. Девушка солидарна со своим мужем Прокопом, с Катей и Серегой, разделяет их мысли и настроения. он наделен тонким умом. Устина является выразителем народной мудрости: в языке Устины много пословиц («Уродись, говорят, да и прибегни», «Печалью поле не перейдешь »).

Устина - преданная жена. Когда паны отдали Прокопа в москали, до Киева вместе с ним уехала и Устина. ее жизнь в городе немного улучшилось, потому что она уже не зависела от господ и сама зарабатывала деньги для семьи. Когда Прокоп пошел с войском в поход, Устина живет воспоминаниями о нем, верой в лучшее будущее.

Образ Устины есть несколько обобщенным образом женщины-крепостной из многих других произведений Марка Вовчка.



Катя

Новым достижением реализма Марка Вовчка в создании женских типов является образ Катерины. Катя - «бабенка смазливая, женщина Назарова ». Она была свободна, а вышла замуж за крепостного, барского извозчика. Писательница рисует Катю как трудолюбивую, нежную мать: «И говорит, и дело делает, и ребенка укачивает». Когда она узнала, что барышня «нехорошая», она говорит сама себе: « того же я надеялась, идя свободная по барского!». Катя терпеливо работала на господ, даже когда у нее заболел ребенок, надеясь, что на ее горе сжалятся: «буду Делать, буду делать, пока силу... Может вгоджу, может вмилосерджу!» И после смерти ребенка она решительно заявила госпожа: «Теперь я уже не боюсь вас!.. Хоть меня живьем съешьте теперь!» Катя наделенная чувством собственного достоинства и глубоко ненавидит господ, она с отвращением «сбросила с себя, как будто лягушку», карбованец, который дал ей втихаря господин, когда умер ребенок. После смерти дочери Катя не захотела жить, она совершила самоубийство. Это было еще одно проявление протеста против бесчеловечной судьбы крепостных. Однако этот протест является пассивным, не таким, как у Назара и Прокопа.



Бабушка-крепостная

Кроме образов крестьян-протестантов, в повести изображена «старесенька-старесенька» бабушка-крепостная, которая не только сносит и терпит все издевательства капризной барышни, а еще и других учит смирению и покорности. В условиях постоянного угнетения и издевательства бабушка-крепостная смогла пронести через жизнь чувство собственного достоинства, доброту, человечность и честность.

Такая черта, как терпение («пусть враги плачут, а ты перетривай все, витерпи бідочку!»), особенно ярко раскрыта в диалоге бабушки с Устиною, когда они вместе с Прокопом пришли попрощаться с бабушкой перед его службой в армии. Словами «здесь я родилась, здесь я крестилась, здесь сиротіла... здесь и умру» писательница обобщает жизни всех крепостных, которые смогли дожить до старости в крепостнических условиях.



Институтка

Продолжая линию обличение паразитического существования помещиков, начатое Фонвизиным и развернутую Шевченко, писательница в сатирическом плане раскрывает образ барышни. Марко Вовчок показывает духовную и умственную нищету институтки.

С нескрываемым отвращением рассказывает Устина о свою барышню, подчеркивая ее жестокости и деспотичности и крикунам. При первой встрече с барышней девушек-крепостных очень поразила ее красота: «И что же это за хорошая с лица была! И в кого она такая родилась! Кажется, и не обрисовать такой красавицы!..» Но внешность разительно отличалась от человеческого естества институтки и немного погодя Устина почувствовала это на себе. Назар метко охарактеризовал інститутку одной фразой: «Смотрит так, что аж молоко киснет» .

Разоблачению институтки способствуют и соответственно подобранные синонимы сниженного характера (так, она не «говорит», а «репече», «дзвякотить», «выкрикивает», «визжит», «ляскотить»).

Институт «благородных девиц» не воспитал у барышни ни одной благородной черты характера. Наивысшим «идеалом» таких «девиц» было страстное желание выйти замуж за богатого господина и стать полновластными поміщицями в своих «имениях-государствах».

Жестокое отношение к крепостным в образе институтки показано особенно ярко. Так «образованный» барышня приказывает девушкам-кріпачкам силой привести больную Устину до барских покоев, чтобы отругать ее: «Чего это ты нежишься! Почему не идешь служить? Лентяйка ты! Погоди! Я тебе такую казнь вимислю, что ты и не видела и не слышала!» Тяжелая ежедневная работа на барском дворе по приказу институтки сопровождалась дракой, бранью и пыток девушек: «Анну сегодня били, вчера Параску, а завтра, видимо, уже моя очередь», - рассказывает подруга Устине, которая сама еще не выздоровела после барского пытки.

В момент своей хозяйственной «деятельности» помещица-красавица превращалась в чудовище: « Стоока будто она была, все видела, везде, как и ящерица, по хутору извивалась, и бог ее знает, что у нее такое было: только взглянет, то словно за сердце тебя рукой сдавит», «Все пригнула по-своему молодая дама, всем работу тяжелую, всем беда жгучее ізнайшла. Калеки несчастные, дети-кришеняточка и те в ней не гуляли. Дети сады заметали, индюков пасли; калеки на огороде сидели, воробьев, птицы полошили, да все же то как-то умела госпожа приправлять нареканием и гордуванням, что действительно казалось всякое дело каторгой».

Неограниченная власть над крепостными делает інститутку еще жестче, черствішою, бездушнішою. Когда у Кати умер ребенок, барышня совсем не сочувствовала горю матери, ее интересовало только выполнение собственных прихотей: «Почему не делаешь дела? Я тебе то! Я тебе второе!»

Яркой характеристикой институтки является ее речь в обращении к крепостным. Так она обычно привыкла обращаться к Устины: «Дура, лентяйка, гадино! Роззувай! Чего сунешься! Задушу!». Институтка - это эгоистичная, бездушная и деспотичная, ленивая, тупая, капризная и неуемная людиноненависниця. Автор не наделила ее даже именем, подчеркивая, что этот образ является обобщенным, типичным для тогдашнего общества.



Господин-либерал

В повести «Институтка» Марко Вовчок разоблачает не только жестоких господ, таких, как институтка, но и «хороших». Одним из таких либеральных господ есть полковой врач.

Образу врача писательница раскрыла дворянский либерализм. От «доброты» помещика-либерала крепостным никак не легче: он «не бьет, не ругает, и ничем и не заботится». Этот, по выражению Назара, «квач» имеет скрытое нутро угнетателя. Куда и девалась панова «благость», когда он отдавал Прокопа в солдаты.

По сравнению с інституткою, господин имеет кроткий нрав. Он добрый в глазах крестьян, поэтому крепостные и не ждали от своего господина ухудшение жизни.

Однако господин - безвольный и слабодухий, он во всем удовлетворяет прихоти своей жены. Это никчемная, безвольная и трусливая человек.

Шаг за шагом раскрывается панская «доброта»: он не накормил голодную Устину, когда ехали на хутор, по его приказу Прокопа отдали в солдаты. Своим невмешательством в поступки жены господин разрушил семью Назара. Люди изнемогали от непосильной работы, издевательств институтки, а господин делал вид, что ничего не замечал. В оценке крепостных он «квач», «дурак», «ничто». Этим образом Марко Вовчок подводит читателя к мысли, что нет добрых господ, все они нелюди, только действуют по-разному: откровенно или замаскировано.

Господин-либерал - представитель господствующего класса, который уже не может удержать в повиновении своих крестьян. Марко Вовчок показывает его беспомощность, растерянность перед растущим народным гневом.

Образу господина писательница доказывает, что народу ни от кого ждать добра, лучшую судьбу надо завоевывать в борьбе с угнетателями. Таким образом, все образы помещиков в повести «Институтка» - это типичные образы помещиков-эксплуататоров.



Богатство языка, близость ее к народной

Язык повести «Институтка» близка к народной разговорной речи: богатая на эпитеты, сравнения, пословицы, поговорки.

Характеризуя господ, писательница прибегает к народно-разговорных эпитетов и сравнений бурлескного стиля («И полковник между всеми, как будто тот индюк переяславский, ходит и все понемногу пирхає», панычи в гости «так насекомым и налазят, и налазят», «роем круг нашей барышни извиваются, - так, как те шмели, гудят», старая дама «такая лютая, - ей во рту черно»). Писательница прибегает к понижательной лексики, характеризуя господствующий класс (барышня не говорит, а «ляскотить по-птичьему», «репече», «дзвякотить»), к пренебрежительной формы среднего рода, также распространенной в народе («Время такая толпа их ужене, что удивляемся, каким-то уже между ними господ нет! Все то хохочет, танцует, чет, пьет; все это гулящее, дак такое холеное!»).

В повести «Институтка» писательница воспользовалась приемом контрастного сопоставления. Она показала, что за красивой внешностью барышни может скрываться хищная натура, которая «...смотрит так, что аж молоко киснет». Руки у барышни «холодные, как змеи». Когда зашла речь о девушках-крепостных, она скривилась и перехилилась набок, и глаза чего-то закрывает, и с места срывается, - языков стеменний кот, как ему из люльки в усы пыхтят...».

С помощью фольклорных метафор писательница акцентирует внимание читателя на острых классовых противоречиях своей эпохи. В воображении Устины крепостное село - это ад. В том аду, на барском пороге, крепостного ежедневно ждет «лихая година», там «где и люди повяли, подурнели». В своей повести Марко Вовчок воспроизводит жизнь, сочетая в одном словесно-художественном образе несколько тропов. Катя, возмущена бездушностью помещицы, восклицает: «Она уже и глазом своим нас сожрала!»

Писательница черпала из народного источника пословицы и поговорки: «Не впадай в тоску - говорит Назар. - Черт беду перебудет: одна пройдет - десять будет», «Как-то говорят: про вовка промовка, а вовк у хату», «Хорошо дяде - то и бога забыл!», «чтобы, баба, рябо». Каждая строка его произведений вобрал в себя мелодичность и ритмику народной поэзии.



Значение творчества Марка Вовчка

После творчества Т. Шевченко «Институтка» является лучшим антикріпосницьким произведением. В своей повести Марко Вовчок описывает различные пути, которыми идут ее герои до свободы. «Таким образом, писательница показывала, что освобождение из крепостничества - это основное условие и требование времени».

Большое значение «Институтка» имела и в пореформенный период, «когда перед литературой стояла задача преследовать и разоблачать тяжкое наследие крепостничества на всех участках народного жизни».

«Институтка», по мнению И. Франко, уходит глубже в суть крепостного лихолетья».

Реализм и народность повести, актуальность поставленной проблемы (раскрепощение крестьян), художественное мастерство писательницы сделали «Інститутку» одним из лучших антикрепостнических произведений.

По сравнению со своими предшественниками, в частности с Г. Квиткой-Основьяненко, Марко Вовчок сделала значительный шаг вперед на пути утверждения критического реализма в украинской прозе. Произведения писательницы характеризуются не только пламенным обличительным пафосом, но и утверждением положительных, революционно-демократических идеалов.

Марко Вовчок обогатила украинскую прозу новым видом рассказа, в которой автор сливается с рассказчиком, сумела мастерски использовать все сокровища разговорного народного языка и фольклора.

Русский литературный критик Николай Добролюбов высоко оценивал умение писательницы раскрывать Социальные явления, описывая печальное, безрадостное положение крестьянина-крепостного, «характер русского простого человека». Он отметил, что Марко Вовчок сумела передать чувства и привлекательные черты простого человека: его свободолюбие, ненависть к любого гнета, способность к протесту.