Литературно-художественный образ - 1) эстетическая категория, характеризующая особый, присущий искусству способ создания воображаемого мира; сформирован фантазией писателя мир, в той или иной мере соизмерима с миром реальным на уровне общественных, культурных, исторических, психологических и других явлений. Міметичне понимание категории Л.-х. о. (когда воображаемый мир признается более или менее подробное воспроизведение действительности в художественной форме) разработал еще Аристотель: "Искусство является подражанием и художественным воспроизведением не только того, что есть, и того, что было, но в равной степени и того, что может быть с вероятностью или же с необходимостью" ("Поэтика"). В современном литературоведении находим широкий диапазон міметичного трактовка Л.-х. о.: от понимания Л.-х. о. как отражение или даже отражение эмпирического мира к художественной трансформации лишь какой стороны, отдельной реалии или фрагмента действительности, что существует вне литературным произведением. Первая актуальна для реализма, натурализма, вторая - для модернизма и особенно - для постмодернизма. 2) Любое явление воображаемого мира, которое благодаря творческой художественной деятельности писателя воспринимается читателем как нечто целостное, завершенное, зримое (образ Чипки образ стихийной бунтарской силы в романе Панаса Мирного "Разве ревут волы, как ясли полные?"; образ народа, образ земли в произведениях В. Самчука "Волынь" и "Мария"). 3) Семантическая (смысловая) трансформация слов в художественном тексте, когда объективному языковому значению слова (слов) предоставляется специфическое художественное значение, происходит "семантического сдвига", что дает возможность по-новому, с неожиданной стороны рассмотреть предмет или явление. Это понимание Л.-х. о. распространяется на тропы. Специфика Л.-х.о. обусловлена природой литературы как вида искусства. Поскольку материалом литературного произведения является не вещественная субстанция (бронза, мрамор, краски и т.п.), а система знаков, язык, то Л.-х. о. не имеет такой наглядности, как, например, образ в живописи. Л.-х. о. состоит из многих разноплановых элементов, природный наглядный связь между которыми опосредованное. Они взаимопроникают, переходят друг в друга, меняют привычное, устоявшееся значение слова. Единой классификации Л.-х. о. нет. По предметному принципу можно определить ряд образных слоев, которые накладываются друг на друга: образы-детали (от мельчайшей художественной детали в таких развернутых описаний, как пейзаж, портрет, интерьер и т.п.), что являются статичными, фрагментарными; динамические образы-персонажи (образы событий и поступков, мыслей, настроений и переживаний, имеющих место в пространстве и времени, совокупный, собирательный образ, в котором сосредоточивается внимание на том, что объединяет людей в одно целое); образ - мысленный мир литературного произведения, мир, созданный автором, который включает в себя еще более широкий образ - образ мира; самый глобальный образ, выходящий за своей предметностью за рамки произведения и завершает художественную мироздание. По своим смысловым значением Л.-х. о. разграничиваются на индивидуальные, типические, образы-мотивы, архетипы. Индивидуальные свидетельствуют о самобытности автора, оригинальность и неповторимость. Типичные воплощают общечеловеческие черты, характерные особенности культурно-исторической эпохе (образ Дон Кихота, Ромео, Прометея). Мотив - это образ, который повторяется в нескольких произведениях одного или многих авторов или даже целого художественного направления (мотив осенней тоски в лирике Б. Лепкого). Архетип - самые стойкие модели человеческого воображения (архетип индивидуального бунта в поэзии В. Пачовського). См.: Архетип.
|
|