Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Архетип (греч. arche - начало и typos - образ) - прообраз, первоначальный образ, идея. По Платону, - это "эйдос", образ, что постигается интеллектом, за Блаженным Августином, - изначальный, существующий в основе познания образ. Срок в разных системах духовной деятельности имеет отличное понятийное наполнение : в текстологии - древнейший общий источник всех последующих копий, переделок (преимущественно рукописных списков); в лингвистике - исходная форма слова для позднейших образований; в психологии - древнейший образец (отвлеченное от конкретных ситуаций идея) коллективной, сборной подсознания, который существует извечно в сознании человечества и, передаваясь из рода в род, от поколения к поколению на протяжении тысячелетий, в конечном итоге мотивирует поступки и действия человека. А. актуализируется и проявляется в различных сферах духовной жизни и поведения человека через символы, образы воображения, которые имеют скрытый смысл и требуют соответствующего толкования. Особое значение А. вступил в аналитической психологии К.-Г. юнга, где он соотносится с бессознательной активностью человека, хоть и не определяется ею. А. заложен в основу чувственно-настроенческий комплексов, определяя их автономию, наиболее ярко предстает в мифах, фантазиях, снах, галлюцинациях, художественном творчестве и т.д в виде издревле устойчивых мотивов и ассоциаций, названных Юнгом "архетипічними идеями", которые существуют наряду с инстинктами. Это врожденные психические структуры, сосредоточенные в глубинах "коллективного бессознательного", которые закладывают основу как специфически национальной, так и общечеловеческой символики. Человеческая душа имеет в себе разнообразные А.: здесь и априорные условия интуиции, и первобытные формы постижения окружающей среды и внутреннего мира, и вневременные основания мыслей и чувств, отражены в богатстве мифологических тем, и коллективный осадок исторического прошлого, запечатлен в етногенетичній памяти и поэтому наделен архаичной приметой. Разные ученые рассматривают А. относительно своих концепций: уподобляют до тех мотивов, образов, которые происходят от мифов, ритуалов и т.п. (Н.Фрей), расширительно толкуют понятие А., утверждая, что в поэзии А. - это идея, персонаж, акция, объект, случай, охватывает наиболее существенные черты, которые являются первоначальными, общими, универсальными и проявляются критиками путем сопоставительного анализа с мифами и ритуалами (Б.Романенчук), А. рассматриваются как одно из мощных и неисчерпаемых источников литературы и искусства, как, скажем, А. леса и земли в повести Ольги Кобылянской "Земля", А. леса и города в лирике Б.-І.Антонича, А. степи в творчестве Т.шевченко или е. маланюке и и др. Эти и аналогичные А., следуя на "поверхность" сознания в форме литературного произведения, актуализируют всеобщие стержневые признаки, имманентно присущие национальной ментальности и в то же время людскому роду. В украинском литературоведении, которое к проблеме психоанализа обращалось еще в 20-30 XX вв. (С.Балей, В.Підмогильний), интерес к А. восстанавливается в конце 80-х - начале 90-х.

"Архив Юго-Западной России" - полное название: "Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов, состоящей при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернатор" (1859-1914, всего 35 томов). Выходил в Киеве. Кроме материалов экономического, правового, религиозного толка, здесь были и литературные памятники ("Синопсис", "Ліфос" и др.), письма и сочинения Иова Борецкого, Даниила Братковского, Ивана Вышенского, Иннокентия Гизеля, Афанасия Кальнофойского, Георгия Конисского, Захарии Копистенского, Сильвестра Косова, Ивана Максимовича и др.