Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ВЕРОВАНИЯ, ПРАЗДНИКИ ДРЕВНИХ УКРАИНЦЕВ, УКРАИНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ

УКРАИНСКИЙ БЫТ

ПРОЩАЙТЕ, РЩНІ, БУДЬТЕ БЕЗ МЕНЯ ЯЕ БЕДНЫЕ

Паломничество - один из древнейших погребальных обрядов. Он выполняется перед тем, как покойника несут на кладбище. Перед гробом, что ее ставят на дворе, все становятся па колени, склоняя голову. Священник произносит прощу, то есть от имени умершего прощается с родными и близкими, после чего кто-то из семьи покойного раздает на добрую память об умершем ремень, рубашку, украшение или любую другую безделушку.
Особой магичностью определяется вынос гроба с покойником, поскольку это связывается с защитой семьи и хозяйства от его вредного воздействия. Пытаясь помешать умершему отыскать дорогу домой, его выносят ногами вперед преимущественно через задние двери, трижды постучав гробом о порог дома, чтобы покойник попрощался с предками и больше не возвращался.
Как только гроб вынесут из дома, на том месте, где она стояла, разбивают новый горшок (символ обновления жизни), а путь, которым выносят гроб, посыпают рожью и ячменем, чтобы в доме больше никто не умирал.
По установившимся обычаям гроб с покойным в могилу несут родственники и близкие, которым перевязывают руку белым платком. С давних времен покойника везли на кладбище на санях, запряженными волами. Впереди этой процессии ехал на лошади священник. Кстати, эта традиция локально бытовала еще в начале прошлого века.
На кладбище покойника сопровождает похоронная процессия: впереди несут крест, за ним - гроб, а далее идут родственники, друзья, соседи. В древние времена перед гробом несли миску с коливом (вареная пшеница с медом), а сзади вели скот, Перед тем как опускать гроб в могилу, родственники оплакивают покойника. Причем это было и естественным проявлением горе, но и своеобразным ритуалом: поорать над гробом было, так сказать, принято. Словесные формулы вроде «и на кого же ты меня покинул», «ой встань посмотри на своих детишек-сирот» стали уже своеобразными «идиомами». Для этого периодически специально останавливается похоронная процессия, гроб ставят на стул, к покойнику со стоном и плачем приходится близкий человек (женщина, мать), для пожилого человека специально рядом с гробом ставят табурет.
Перед самой могилой происходит последнее прощание с покойным в могилу бросают три комья земли и деньги. Заканчивается похороны тем, что у могилы покойника съедают по ломтику хлеба (когда это было коливо) в знак сплочения всех живых.
Украинцы строго придерживаются напівцерковного обычай печатать могилу. Священник под церковные песнопения обозначает лопатой крест над могилой. Это вроде не дает покойнику выйти из могилы. Такую же функцию выполняют уже упомянутые три комья земли. Дополнением к этим обереговых действий является установка на могилах крестов. Они раньше были исключительно деревяны мы сегодня в основном из металла, иногда в виде часовни или голубца - двускатной крыши. Принято связывать кресты полотенцами, а на могилах мальчиков и неженатых мужчин - платками. Отличием могилы казака был когда-деревянное копье с привязанной к нему платком, что символизировало военное знамя. (Кстати, захоронения украинских казаков было своеобразным, как, впрочем, и вся их жизнь. Ведь редко когда казаку выпадала спокойная смерть, а когда такое и случалось, то опять же не дома, а где-то среди поля. Тогда его спутники насыпали на могиле холм, устромляли в него копья, а платок, которым накрывали покойного, привозили священника, чтобы тот совершил над ним религиозный обряд и посыпал землей.)
По окончании похорон для всех присутствующих устраивают трапезу. Сразу после нее принято ставить на окно стакан водки и краюху хлеба, предназначенные для духа покойного: он ведь, по поверью, возвращается домой в течение девяти дней. На следующий день на могилу несут завтрак («будят покойного»). Этим завершается похороны, и этим же начинаются поминки.