Кинетическая речь (греч. kinetikos - то, что относится к движению, движет) - общение с помощью жестов рук, движений тела, мимики (другое название - язык жестов). К.м. используется в следующих случаях: 1) глухонемыми и слепо-глухонемыми. Существуют специальный язык жестов, кодифицированная, структурно независима от звуковых языков, а также спонтанные системы общения при помощи жестов, которые складываются стихийно в коллективе глухонемых детей; 2) как язык межэтнического общения (у североамериканских индейцев XIX ст.); у носителей далекоспоріднених или неродственных языков, как единственное средство взаимопонимания; 3) при запрете (табу) на звуковую язык: во время траура у вдов некоторых народов Кавказа, аборигенов Северной Америки и Австралии. Исторически К.м. предшествовала звуковой, поскольку жест давал непосредственное представление о предмете, в отличие от звука, сопровождавшего жест. В современном устной речи К.м. сопровождает звуковой язык, выполняя ряд важных функций (см.: Дискурс). Это имеет особое значение в драматургии, поэтому при сценическом воплощении пьесы К.м. - неотъемлемая часть зрелищного, чисто театрального эффекта. К.м. широко применяется в немом кино, в основу которого возлагались литературные сценарии ("Звенигород" по сценарию Юртика, то есть Ю .Тютюнника, и М.Йогансена, переработанным О.Довженком). Иногда употребляется она и в поэзии:
Сердце, сердце! С твоим огнем
- В бурьян головой! (Есть. Плужник).
|
|