Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Дискурс (лат. discursus - рассуждение, фр. discours - речь, выступление) - совокупность высказываний, касающихся определенной проблематике, рассматриваются во взаимных связях с этой проблематикой, а также во взаимных связях между собой. Единицами Д. есть конкретные высказывания, которые функционируют в реальных исторических, общественных и культурных условиях, а в своем содержании и структуре отражают временной аспект, интеракции между партнерами, что творят данный тип Д., а также пространство, в котором он происходит, значения, которые он создает, использует, репродуцирует или превращает. Французская школа Д. (Е.Бенвеністе и его последователи) выделяет в нем два основных аспекта: висловлювальний и высказываемый; первый касается того акта высказывания чего-то (речи, записи), который происходит здесь и сейчас, а второй - того, о котором говорится, или определенной фабулы или истории (recit), что презентуется как безличная, относительно самостоятельная, со своими элементами целостность. Категория Д. приобрела более широкого теоретического значения в 60-х XX в. во Франции, откуда распространилась в другие страны. Она включила элементы структурализма, этнолингвистики и частично связанных с ней таких направлений, как дискурс-анализ, психоанализ, русский формализм, теория идеологии Л.Альтюссера и прагматика. В сфере языкознания за основание теории Д. правило утверждение о недостаточности анализа языка как системы. Расширение проблематики Д. осуществил французский философ М.Фуко. Он связал лингвистические аспекты Д. с проблематикой создаваемой в настоящий различными Д. понятийной и логической структуры, которая ими начинается, разворачивается, видоизменяется или устраняется. Теория Д. определяет различные его типы: Д. политический, юридический, философский, художественно-литературный, текущий и др. В пределах отдельных Д. иногда выделяют т.н. архетексти, или конституативні Д., которые очерчивают и определяют Д. производные и вторичные. Таким архетекстом в сфере теологических и катехічних Д. для христиан является Библия, философов - диалоги Платона, п украинской литературе - произведения Т.шевченко и И.франко. Теория Д., как правило, руководствуется убеждением, что, несмотря на их разновидности, большое количество типов склонений Д., в них действуют общие принципы и правила, которые определяют исторические способы взаимопонимания людей между собой и их познавательные возможности. Она также замечает взаимопроникновение Д. литературного, научного и философского. Исследование художественной литературы как Д. обнаруживает ее единство вне этническими, временными и пространственными пределами, а также принадлежность к общераспространенной общности Д. Учение о Д. известен под названиями "анализ дискурса", "теория дискурса". Другими значениями термина Д. являются: 1) рассуждения ради установления истины; 2) ораторская речь.