|
Проза (лат. prosa, от prosa oratio - прямая, свободно развивается и движется, речь) - речь ритмически организованное, не вритмоване; литературное произведение или совокупность произведений, написанных невіршованою языке. П. - один из двух основных типов литературного творчества. Поэзия (см.: Поэзия) и П. - глубоко своеобразные сферы искусства, которые различаются и формой, и содержанием, и своим местом в истории литературы. До Недавнего Времени П. (в отличие от поэзии) считали все нехудожественные словесные произведения; подобный словоупотреблении наблюдается даже в XX в. В украинской литературе понятие П. как полноправного искусства слова распространилось в післяшевченківський период. Художественная проза в собственном смысле этого слова - сравнительно позднее явление, которое интенсивно формировалось еще с эпохи Возрождения. В древней и средневековой литературе П. имела специфическое назначение: в П. происходили, как правило, лишь напівхудожні, "смешанные" произведения прикладного характера (исторические хроники, философские диалоги, ораторские произведения, описания путешествий и т.п.) или же произведения "низких", комических жанров (фарсы, некоторые виды сатиры и и др.). П. тех времен - это так называемая ритмическая П., которая своей формой приближалась к стихотворению, воспринималась как своеобразное ответвление поэзии. Например, в киево-русской П. налицо последовательная ритмическая организация: текст членился на более-менее равные отрезки (колонны), которые часто заканчивались (или начинались) созвучны глагольными или іменниковими формами, выступали прообразом рифмы. Лишь начиная с эпохи Возрождения (в украинской литературе значительно позже) формируется П., а с эпохи Просвещения она занимает ведущую роль в литературе (роман, новелла, повесть). До сих пор не решен вопрос о формальной организации художественного П. Довольно распространено мнение, что по своей организации П. не имеет принципиальных отличий от повседневного бытового вещания. ее оппоненты небезосновательно утверждают, что в прозаических жанрах есть своя сложная и внутренне закономерная структура, которая принципиально отличается от віршового ритма и при этом все же выводит прозу за пределы обыденного языка (Г. Флобер, А. Чехов, М. Коцюбинский, Е. Хемингуэй и др.), требуя от автора не меньшего напряжения и мастерства, чем стихотворение. Художественное своеобразие П. не исчерпывается принципами внешней организации языка. В П. доминируют существенно отличные способы и формы словесной образности от тех, которыми пользуется поэзия. Так, различные виды тропов, которые в основном имеют большое значение для организации поэтического вещания, в П. занимают куда менее заметное место. Если в поэзии источником "художественной энергии" является взаимодействие, взаємовідзеркалення словесных вымыслов, осуществляемое различными формами сопоставление слов (сравнение, метафора, метонимия и т.п.), то для П. наиболее характерной является взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей. Через взаємовіддзеркалення этих языковых планов осуществляется осмысление и оценка изображаемого. Художественно-словесная ткань в П. (по сравнению с поэзией) становится более "прозрачной", что, казалось бы, воспроизводит определенную жизненную реальность непосредственно. Вместе с тем постоянно ощутимая образная сила художника, мастерство владением словом, згармонійована точность и ясность языковых планов. Значительно большую роль в П. играет сюжет, последовательное развитие действия; более предметными и более определенными являются характеры и обстоятельства.
|
|
|