Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Поэзия (греч. роіеsіs - творчество от роіео - делаю, творю) - художественно-образная словесная творчество. Термин употребляется во многих значениях. Прежде всего он называет искусство слова (включая и фольклор), наполненное энергией "аристократизма духа", или, как пишет Лина Костенко:

Поэзия - это всегда неповторимость,

Какой бессмертный прикосновение к душе.

В более узком понимании П. - ритмически организованная речь, постале на основе конкретно-исторической версификационной системы, отличное от прозы. Иногда этим понятием обозначают стихотворные произведения определенного автора, наши или эпохи. Употребляется оно и в переносном значении как обаяние, привлекательность, иногда даже как синоним художественной литературы. Смысловая нагрузка термина П. конкретнее, видовое по сравнению с родовым термином "лирика". Они очень близки друг другу, но не тождественны. В истории литературы случалось, когда литературные роды - эпос, драма, а не только лирика - содержали в себе как стихотворные, так и прозаические произведения. Так, эпос на ранних этапах развития литературы чаще всего был стихотворным (античные эпопеи, средневековые песни о героических подвигах, киево-русские былины, украинские думы и др.), так же драматические произведения В. Шекспира, Леси Украинки, И. Кочерги и др. имели иногда стихотворную форму. Поэзия проявляет свою художественную автономию, создавая "вторую реальность", связанную с окружающим миром многими ассоциативными каналами. Поэтому попытки одностороннего зависимость ее от внешней действительности, превращение ее в средство манипулирования позаестетичних систем (политики, идеологии, религии и т.д.) приводят к дискредитации сущности этого искусства. Оперта на иррациональные принципы миропонимания, П. отличная тем самым от логических структур. Этим она отличается от прозы с ее выразительным логическим компонентом, который усиливает долю рациональных признаков в романе или повести.