Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Композиция (лат. compositio - построение, составление, сочетание, создание) - построение произведения, целесообразное сочетание всех его компонентов в художественно-эстетическую целостность, обусловленную логикой изображенного, представленного читателю мира, мировоззренческой позицией, эстетическим идеалом, замыслу писателя, каноном, нормами избранного жанра, ориентацией на адресата. К. выражает взаимоотношения, взаимосвязь, взаимодействие персонажей, сцен, эпизодов изображенных событий, разделов произведения; способов изображения и компоновки художественного мира (рассказ, повествование, описание, портрет, пейзаж, интерьер, монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка) и углов зрения субъектов художественного произведения (автора, рассказчика, повествователя, персонажей). К. "дисциплинирует" процесс реализации творческого замысла писателя, обеспечивает соответствие замыслу всех уровней структуры художественного произведения, сугерує и динамізує читательское восприятие. Эту генеральную функцию К. осуществляет на тематически-проблемном, сюжетно-фабульному и мовленнєвомовному уровнях произведения, каждый из которых является проявлением активности художественных субъектов - персонажей, действующих лиц, лирических героев, рассказчиков, автора, ведь тема указывает на круг изображенных, представленных жизненных явлений, событий, которые немыслимы вне человека. Сюжет и фабула характеризуют динамическую сторону этих событий, их развитие через деятельность людей, наделенных характерами, которые, в свою очередь, формируются и проявляются в обстоятельствах (пейзажи, интерьере), а поступки персонажей, действующих лиц, рассказчиков обусловлены внутренними мотивами (архетипами, поездами, представлениями, мыслями, убеждениями, идеалами), и все это вместе передается речью субъектов художественного произведения средствами языка, которой творит писатель. Глубинная сущность тех субъектов и результатов их деятельности в духовной и материально-событийных сферах (заодно и СМЫСЛА художественного произведения) выражается совокупностью, сочетанием, компоновкой речевых высказываний и способов их подачи в тексте произведения (одно думалось, второе в конкретной ситуации говорилось, третье написалося, а четвертое читателем воспринялось и. Поэтому анализ К. литературно-художественного произведения опосредуется интерпретацией его текста, является путем к интерпретации смысла целостного произведения, постижение замысла писателя. В этом процессе все компоненты произведения проявляют свои многочисленные функции: характеротвірну (если берутся в отношении к характеру личности), сюжетная (если рассматриваются сквозь призму развития сюжета), ритмотвірну, стилетвірну, композиционную и "идейно-художественную" или "художественно-эстетическое". Отсутствие структуральную (многоуровневого) и функционального подходов к анализу произведения в традиционной практике изучения литературы приводит к спутыванию сюжета и К. произведения, а изучение К. ограничивается выделением компонентов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). К. завершенного художественного произведения - следствие творческого компоновка как основного механизма создания художественного мира, который определенным образом коррелирует с действительным миром (по-своему в натурализме, реализме, романтизме, символизме и т.д.). К. каждого произведения индивидуальная, ее типовые особенности нужно подавать с учетом своеобразия литературных направлений, стилевых течений, жанровых пластов. Теоретически в общих чертах намечаются определенные общие подходы к пониманию функций К. в произведениях литературы. На тематическом уровне К. из хаоса, течения событийного материала выбирает, помещает отдельные эпизоды, отводит им определенное место, дежурит реальное с воображаемым, фантастическим. Пространственно-временная последовательность благодаря компоновке набирает принципиального значения, строится или только в соответствии с причинно-следственными зависимостями, или учитывает авторское видение (или его произвол). Следовательно, встает вопрос о персонажах, их количество, порядок и способы введения в произведение, роль в описанных событиях, группировка в конфликтах, отношения между персонажами, их типичность (исключительность), отношение к прототипам. Все это составляет весомый пласт в композиции эпических и драматических произведений. С точки зрения К. целостного художественного произведения важным является то, как и почему автор выбирает именно такие типы, а не другие, в каком соотношении они находятся, как вступают в конфликт (драма) живут в гармоничном согласии (идиллия) и т.п. Для понимания своеобразия К.-произведения важно отметить композиционную доминанту, которую составляет или центральная фигура, или главный конфликт, или место действия, к которым прямо или косвенно имеют определенное отношение все другие компоненты К. В сети этих отношений оказывается композиционно-интегральная роль сквозных повторов, сопоставлений, противопоставлений, через которые реализуется динамика художественного образа целостного произведения и образов-персонажей: каждый из образов возникает постепенно в процессе чтения текста и перестраивается под влиянием восприятия следующих компонентов Л. произведения (см.: Антиципація, Литературно-художественный образ). Компоновка тематически-субъектного пласта художественного произведения определяет его стилевую особенность. Стиль на уровне внешней формы произведения выполняет такую же роль, что К. на тематически-событийном. Формы речевого выражения, языковые средства (лексико-синтаксические кострукций, фонетико-фонологические особенности) упорядочиваются, приобретают через их размещение (оказіонадьність) єдиноможливого значения, выполняют в контексте произведения эстетическую функцию. Стиль художественного произведения - художественная закономерность, целесообразное сочетание мовностильових ресурсов, которыми писатель воспользовался согласно собственного замысла. Индивидуальный стиль каждого писателя имеет свою К. Исходя из понимания художественного произведения как многоуровневой структуры (со своим содержанием и формой), говорят о стилет-верные факторы (тема, проблема, мироощущение художника, жанровый канон) и носителей стиля, которыми являются элементы внешней формы произведения. Характеристика стилевых факторов и носителей стиля дается через понятие К. В таком случае встает вопрос о соотношении понятий К. и стиля произведения. Разница между ними не столько компонентная, сколько функциональная: К. характеризует компонентный состав и внутренний каркас произведения в единстве больших и меньших конструкций (для их разграничения имеем сроки К. и архитектоники), а стиль передает их ансамблевість, неповторимость сочетания. Произведения с замкнутой К. (развернутый конфликт, классический повнокомпонентний сюжет, пропорциональность основных составляющих) воспринимаются как аккорды на основе гармонии; произведения с разомкнутой композицией (нерешенные на уровне фабулы конфликты, фрагментарность и різновеликість компонентов, большой удельный вес подтекста и т.п.) воспринимаются как аккорды на основе дисгармонии. К. драматических произведений Б.Брехта, С.Беккета строится на других принципах, чем К. драм Шекспира, и. Карпенко-Карого, но основной принцип К. - сопоставление (ассоциативности, оппозиционности) остается действующим. Это же касается композиции эпических произведений Л.Толстого, Панаса Мирного, Коцюбинского, Дж. Джойса, М.Пруста, Ф.Кафки, Л.Бучковського, Вал. Шевчука и молодых украинских постмодернистов - Є.Пашковського, Оксаны Забужко, Ю.Андруховича и др. Не исключение и К. произведений суггестивной лирики самой причудливой формы или канонической структуры (хокку, рубаи, сонет). Мироощущение автора через лирического субъекта, каким бы неповторимым не было, на каких бы отдаленных ассоциациях не строилось, выражается через сопоставление впечатлений, рефлексий, мыслей, лексем, морфем, фонем, или строк, синтагм, строф. А это и есть сфера К., без которой и вне которой целостное художественное произведение вообще не существует.