Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ВЕРОВАНИЯ, ПРАЗДНИКИ ДРЕВНИХ УКРАИНЦЕВ, УКРАИНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ

ПРАЗДНИКИ

ЗЕЛЕНЫЕ ПРАЗДНИКИ

В этот день древние римляне праздновали день предков - розалии. По мнению исследователей, название праздника происходит от названия цветка - розы (рус. роза). Традиция празднования была перенята древними славянами, а позднее, с принятием христианства на Руси, органично слилась с праздником Троицы.
Неделя перед Троицей - зеленый неделю (другие названия - клечальний, русальная). Зеленые праздники обычно имеют следующие составляющие:
- три последних дня зеленого недели;
- первые три дня троицкого недели.
Согласно народным верованиям во время Зеленых праздников просыпаются покойники. Считается, что в эти дни можно встретить русалок, которые выходят из воды.
В четверг, первый день зеленой недели, незамужние девушки завивают венки из ландышей, базилика, чабреца, полыни и других цветов в поле, в лесу, распевая соответствующих празднику песен. Потом они ходят от дома к дому с этими венками на голове.
В некоторых регионах Украины с самого утра в этот день девушки готовят разные праздничные блюда. На обед обязательно следует подать жареную яичницу в дополнение к другим блюдам. Затем они готовят выбранное для празднования двор: тщательно убирают, ставят посередине молодое деревце, а под него - сосуд с водой.
Дети, преимущественно мальчики, держат в руках приготовленные девушками блюда и ведра на палках, наполненные пивом. Одна из девушек берет в руки деревце и начинает петь. К ней присоединяются другие девушки. Затем все дети торжественно идут в лес. Там раскладывают принесенную еду и начинают угощаться.
После угощения девушки расходятся лесом и выбирают одну или несколько березок для завывания. Венки вьют прямо с веток березы, не отрывая их от дерева. Когда березы уже «украшены», девушки выбирают старшую куму, подбрасывая вверх платки: которая подбросит выше - да и старшая кума. А в день собственно Троицы девушки снова идут в лес - развивать березы. Состояние венок из березовых веток показывает девушке, которая его завывала, каким для нее будет следующий год - удачным или не очень.
Или же так. Девушки и парни парами завивали ветки на берегу кругом, обнимаясь сквозь него. Тогда парень срезал этот «венок», чтобы ветви не разошлись, а девушка бросала его в воду, гадая на нем, как во время купальских праздников. Участники обряда (или это пара - парень с девушкой или две девушки) становились кумовьями - ближайшими друзьями:
Ой кумочки, да голубочки,
Мы в лес идем, мы кумиться идем!
И покумимося, и поголубимося!
А на дубочках два голубочки:
Они купятся, обнимаются и пригортаються...
Немного по-другому выглядит обряд завивания березы в белорусском варианте: девушки развешивают на березах уже готовые, заранее сплетенные из цветов венки, а потом прыгают вокруг деревьев, хлопают в ладоши и поют. Вместо «старшей кумы» девушки выбирают из своей среды «русалку», которая верховодит в шутках и танцах по случаю праздника.
Украинские девушки в старину на троицу водили тополь». Среди девушек избиралась высокая девушка - «тополь». Выбранную «тополь» украшали бусами, разноцветными лентами, красочными платками. И вот «тополь» одета, теперь девушки начинали водить ее по селу и по полям. Каждый человек, который встречала эту торжественную процессию, должна была чем-то одарить девичью общину. Подобную традицию имеют белорусы - «вождение куста», хорваты, эстонцы, немцы, чехи и словенцы водят облеченного зелеными ветвями парня - «зеленого Юрия».
Субботнего утра, накануне Троицы, и незамужние девушки, и женщины снова идут собирать цветы и травы, а вечером этого же дня уквітчують здания, ворота, деревья вокруг дома и хозяйственных сооружений. Клечання называют лишние деревья и просто ветки, срубленные именно в этот день, поэтому и возникло одно из названий праздничной недели - клечальний неделю.
Не только украинцы имеют обычай праздничного уквітчування. Подобные традиции имеет Дания, Норвегия и Швеция: молодежь с зеленым клечання с пением и музыкой совершала торжественный поход от леса до родного города или села. В старину англичане имели красивый обычай украшать цветами свои дома. Некоторой экзотичностью отличается празднование индейцев: двум девушкам поручают принести из леса ветку священного дерева. Девушки, которым выпала такая честь, обливают избранное дерево маслом и вином и лишь после этой процедуры отламывают ветку. Принеся ее в село, кладут на заранее приготовленный для жертвоприношения камень на берегу реки или хотя бы ручья. После жертвоприношения (обычно злая судьба выпадает цапові) люди танцуют, поют и устраивают игры.
Вечером хозяева вносят в дом молодую осину. Это своеобразное гадание: если утром все листья осталось свежим - все члены семьи будут живы-здоровы, а то, сколько листочков увяли или почернело, предвещало, насколько серьезные неурядицы ждут эту семью. Следовательно, принесение зеленой ветки до дома считается очень важным у разных народов, возможно, это связано с закликанням урожая и богатства, что вносится вместе со священной ветвью.
Да и в целом древние славяне почитали деревья, поклонялись им, приносили жертвы и другие обряды под их ветвями. Больше всего почитался дуб, именно под ним выполнялись важнейшие магические действа.
Древние немцы больше всего почитали липу, даже проводили под ней суды; у пруссов липа считалась деревом бога весны; ясень считался деревом верховного бога западных славян. Даже с введением христианства и, соответственно, отчаянными попытками истребления наименьших остатков языческих верований эти «зеленые традиции» оказались чрезвычайно живучими.
Этот день - русалок. Хозяйки делают желтые пасхальные яйца и раздают их детям. Никто не должен работать, поскольку русалки могут разозлиться, что их не почитают, и наделать вреда хозяйству, например испортить посевы. Чтобы задобрить русалок, девушки замешивают тесто на освященной воде, пекут хлеб и относят его на поле - угощают мавок и русалок. По народным верованиям, если сплести венок для русалки и оставить его в лесу, то русалка в знак благодарности пошлет девушке богатого жениха.
Нельзя на русалок ходить одному в лес, в поле или заходить в воду - русалки могут защекотать. Как «меру предосторожности» можно использовать любисток и полынь: сначала насыпать их в воду, а уже потом самому заходить. У большинства европейских народов есть собственные русалки, только называются они по-другому, да и «обязанности» их могут несколько отличаться. Например, сербские русалки - вилы - никаких неприятностей людям не наносят, а только помогают: готовят гром и молнию, собирают облака предвещают будущее.
Суббота Зеленой недели - поминальный день. Поскольку, по народным, верованиям, на Зеленые праздники просыпаются мертвецы, люди считают необходимым посетить могилы умерших родственников и друзей, вспомнить их добрым словом. Предания гласят: если не обойти умерших своим вниманием в это время, они помогут уберечь поля.
В общем русалочьи праздники тесно связаны с языческим ушановуванням воды, ее очистительной, жизненной силы.
Зеленые праздники неразрывно связаны с песнями. Во-первых, это маевки. Маевки - произведения календарной обрядности, название которых, возможно, происходит от «май» (май) или «маяти» (украшать зеленью) или «нимфы» (духи леса и поля). Ими сопровождались все обряды Зеленого (Зеленого) воскресенья и связанные с ней игрища молодежи. Самым распространенным здесь является мотив замаювання домов, дворов:
 
Звеселіло двор
Пришло зеленое иря...
...Везет Касійко бука,
Бука зелененького
Для хозяина молоденького.
Вся череда, вся,
Только скотовода нет.
Пошел скотовод на зелье.
Нынче святое воскресенье.
Отдельную группу составляют маевки, которыми сопровождались обряды украшения скота, сохранили связь с тотемними поклоніннями, и носят серьезный характер (эти произведения иногда носили название «пастушеские песни»):
Меня мама будила
И так меня просила.
Чтобы я собирал цветочки
Скоту на веночки. -
И бы-сте венки вили
Скот намаїли.
Как будет веселонька
Да и будет здоровонька.
Далее парни и девушки сходятся вместе и советуются, как лучше вить веночки, и, выплетая их, величают буренок за молоко, сметану, масло, сыр. В некоторых песнях встречаются обращения к отдельной коровы:
Вейся, венчике, гладко,
Как красненькое яблоко.
Да и вейся, увивайся,
На корову придайся.
Пасла Красечка, пасла,
Ведер каши принесла.
Ой мы венки ввивали,
Чтобы-сьмо Красю впитывали.
В отдельную группу выделяются майські песни, которыми сопровождались обряды вождения тополя, кусты, красотки: Стояла тополь край чистого поля. Рефрен:
Стой, тополенько, стой не розвивайсь,
Буйному вітроньку не піддавайсь...
Этот обряд, кстати, сохраняет не только связь с анимистическими представлениями, но и с Пасхальными праздниками на основе почитания культа покойников. В обряде «куста» также звучат мотивы проводов девушки до зеленой рощи, ее встречи с парнем или казаком, разговор между ними. В этом проявляется сочетание культа духов с игрищами молодежи во время Зеленых праздников.
Тема весенних юношеских игр продолжается в маївках, которыми сопровождались ритуалы «качели» - качания девушек и парней на «ивовых колыбелях», что предшествовали их любовным забавам:
Ой в лесу, при орехе, при дубку,
Там повесил Іваньо качалку.
И посадил Голяну - любимую.
Качайся, Голяно, высоко,
Чтобы было видненько далеко.
Чтобы твои биндочки маяли,
Чтобы твои кольца сияли.
Часто такая качалка называется колыбелью. Возможно, подобный ритуал очищения воздухом осуществляли и с покойниками, что дошло до нас в отдельных элементах сказок, где мертвую царевну подвешивают в лесу в стеклянной или хрустальной колыбели (гробу). Кое-где подобные ритуалы происходили на Пасху в связи с культом умерших предков.
В маївках часто встречаются любовно-эротические мотивы и мотив гадания по ковке кукушки, что роднит их с веснянки:
Іграла звездочка, іграла,
С кем ты, девочка, гуляла? И гуляла?
- С тобой, хлопчичок, с тобой, и с тобой,
Под зеленой ивой и вербой.
Над холодной водой, и водой,
Под колючей грушей и грушей,
С тобой, мальчик, с душой, и с душой.
Маевки, как и большинство жанров календарной обрядности, являются произведениями устной народной песенности, где действо сочетается со словом, они нередко выполняются в форме диалога.
Не менее интересные выразительные песни - жанр календарно-обрядовой лирики, связанный с празднованием Русалий (Русальной недели, русальной Пасхи). Поскольку этот праздник был связан с духами земли и воды, то в русальных песнях широко отражены не только их архетипы, но и образы, которые их сопровождают: ночи, месяца, берега, реки, колодцы, ивы и т.д.
Так, образ луны в песнях-заговорах является неотъемлемым атрибутом русалчиних гуляний (считалось, что при луне они выходят из воды и водят хороводы):
Ой вигляни, серебряный месяцу, из-за хмароньки,
Потому что должна выйти из воды сестра-русалочка.
Распрощалась она с миром, моя милая,
А сегодня должна выйти, потому что зеленая воскресенье.
Частый мотив этих произведений - просьба русалками у женщин полотна, рубашек или наметок:
Сидела русалка на кривім берегу,
Просила русалка у женщин наметок,
В дівочок рубашек:
- Женщины-подружки, дайте мни наметку!..
Чтобы задобрить русалок, женщины в эти дни сами развешивали по деревьям подарки.
Хотя выразительные песни полны глубокого лиризма, поэтизации образов лесных, полевых и водяных существ, считалось, что русалки могут причинять много вреда людям и даже забрать их с собой «на тот свет». Частым в этих произведениях есть мотив загадывания русалкой загадок человеку, с которым она встретилась:
Ой бежит, бежит молодая девушка,
А за ней и русалочка:
И послушай меня, красна барышня,
Загадаю тебе три загадочки,
Как угадаєш - к отцу пущу.
Не угадаєш - к. себя возьму.
Здесь образ девушки-семилетки перекликается с соответствующим сказочным персонажем. Все эти загадки и их отгадки, уходят корнями в глубокую древность, наполненные сакральным смыслом, воспринимаются как такие, которые может отгадать только посвященный человек:
А что играет - голос имеет?
А что плачет - слез не имеет?
А что бежит без пригона?
А что светит в ясную пору?
А что вьется круг деревца?
А что горит без пламени?
А что растет без корня?
- Разве я не девушка,
Чтобы я не отгадала:
 
Скрипка играет - голос имеет,
Сокол плачет - слез не имеет,
Вода бежит без пригонки,
Месяц светит в ясную пору,
А хмель вьется круг деревца,
Солнце горит без пламени,
Камень растет без корня.
Но очень часто эти песни завершаются тем, что «Девушка загадочок не угадала, Русалочка девушку залоскотала».
Завершались Русалии торжественными проводами русалок из села, что сопровождалось иногда вождением девушки, ее ритуальным поливкой, проводами к воде. Тема проводов русалок тоже нашла свое отражение в русальных песнях:
Проводили русалочки, проводили,
Чтобы они к нам не ходили,
Да нашего рожь не ломили,
Да наших дівочок не ловили.
Или:
Проведу я русалочку к бору,
А сама вернусь домой.
Мы свою русалочку проводили,
Горькой осиной заломили.
Как в весенний период, во время Зеленых праздников и Русалий были и свои особые игры. Среди ребят распространенными были бои, перебои и скачки. Дрались один на один или группа против группы. Эти игры были очень разнообразными по своим правилам - участники могли драться кулаками или без рук (только грудью). Возможно, эти игры были символическим утверждением полной победы лета над зимой, или же были соревнованиями между двумя парубочими общинами. Некоторые ученые считают, что игрища на тематику борьбы является заговорами перед военными действиями, войнами.
Также парни с девушками играли игру «Горюдуба», что тоже является глубоко символичной: пара (девушка с парнем) убегает от «охотника», который ловит девушку, а все в это время кричат: «Гори, Гори ясно, чтобы не погасло!» Эта игра была о віщенням купальских праздников, чтобы горело ясно и солнце, и костер, который оно олицетворяло.
Итак, по тематике, мотивам и образностью выразительные песни обнаруживают связь с жанрами весенней обрядности, с поверьями, легендами, предрассудками, а также содержат сказочные элементы и поговорки.