Жатва - это этап хозяйственной деятельности человека. В Украине с жатвой связан огромный пласт обрядовой культуры. Эти обряды не привязываются к конкретным календарным датам, но от того не менее важными. Наверное, внимательный читатель обратил внимание, что большинство народных примет имела целью предупредить человека о погодных условиях в следующем году, а соответственно, урожай, в первую очередь на зерновые.
Жатва делятся на три этапа:
зажинки;
собственно жатва;
обжинки.
В тот период, когда зерновые уже почти созрели, хозяйка идет в поле зажинать первую ниву. С собой следует взять освященную свечу и хлеб-соль. Первый сноп обычно ставили под образами, и там он должен стоять до конца сбора урожая и завершения молотьбы. Этот сноп обмолачивают отдельно, зерно святят. Считается, что солома из этого снопа очень полезна для скота - сохраняет здоровье. Чтобы колдуны и знахари не могли испортить хлеб, крестьяне делали так называемую закрутку: женщины пели в поле песни, водили хороводы, зажав колосья в руке.
У белорусов последний сноп называется бабой, а борода - это не завязано колосья, а клочок поля, на котором жнецы празднуют конец нелегкой работы, поют и обедают вокруг «бабы». В целом же древние украинцы были убеждены, что нельзя собирать весь урожай подчистую, то ли фрукты, то ли хлеб, то ли овощи. По народным представлениям, если собрать весь урожай, то в следующем году плохо родит.
В старину не было у украинцев современной сельскохозяйственной техники, а потому люди жали собственноручно: женщины работали серпами, а мужчины - косами. Песня имеет чудодейственные свойства: она помогает человеку и работать, и отдыхать, может подарить радость и помочь горю:
Удивились леса:
Где же делись вівси.
Жнецы их позжинали
Железными серпами.
И вот, наконец, тяжелую и изнурительную работу в поле завершены, почти весь хлеб уже увезены в хозяйственных зданий. В день завершения жатвы люди ходят по полю и плетут из последних колосьев венок, сопровождая свои действия обрядовыми песнями. Несколько колосков не следовало дожать - это Спасу на бороду. Вот как изготавливается Спасова борода: оставленные колоски надо связать нитью красного цвета, чтобы получилась кисть - Спасова борода. В разных регионах Украины этот «произведение искусства» называется по-разному: коза, перепелка и др. Выработка бороды сопровождается шуточными песнями вроде:
Сидел ворон на копе,
Удивлялся бороде:
Серебром-золотом обшита,
Красным шелком обвита...
По народным верованиям, если ребята пролезут через Спасову бороду, то будут богатые.
Женщины в некоторых местностях в старину гадали на урожай с помощью серпа: если серп упадет и ударится острым кончиком в землю или пол, то следует ожидать хороший урожай, а если же серп упадет древком вниз, то хорошего урожая не жди.
Хозяева гадали на качество урожая таким образом. Следует оторвать от обжиночный венок три колоска и присыпать их землей - «посадить». Мысленно хозяин должен определить, какой колосок обозначает ранние посевы, - средние, а какие - поздние. Дальше - ожидание. Который колосок даст лучшие всходы, те посевы и будут самыми удачными.
В некоторых местностях нашей страны девушки и женщины плетут на обжинки так называемую цветок - венок из пяти-шести небольших снопиков.
Женщины выбирают среди себя лучшую девушку и дают ей в руки цветок со снопиков. Затем девушка идет полем и селом впереди, а другие люди - за ней следом, распевая. Иногда впереди девушки и всей процессии идет молодой парень с уквітчаним снопом в руках.
Один из хозяев заранее готовит праздничный обед и ждет на торжественную процессию. Он принимает цветок из рук девушки, давая ей взамен мелкие деньги, приглашает гостей в дом. И начинается веселое застолье по случаю завершения жатвы. Вручен парнем снип и подаренную девушкой цветок со снопиков добрый хозяин хранит до Спаса, а на Спаса уже несет в церковь святить.
Белорусы называют последний сноп «именинником». Так же, как украинцы «носятся» со своим цветком со снопиков, так белорусы чтят «именинника». Во время торжественного угощения «именинника» ставят на столе, после застолья переносят под образы.
Лужичане чтят снип катанием на телеге вплоть до той квартире, в которой будет происходить угощение.
У болгар последний сноп украшают, одевают в женское платье, делают как будто человеческий облик. Он имеет название «жниварська царица». Относительно того, что делать с этим чучелом дальше, мнения болгар расходятся: в одних местностях считают необходимым сохранять снип вплоть до следующей жатвы, а в других предпочитают сжечь или утопить в реке.