ИВАН СЕНЧЕНКО
Дополнительная биография
Рядом с Юрием Яновским самый прочный
(хоть и противоположный ему стилем) беллетрист младшей, второй по революции,
генерации, которая родилась уже в 20 веке и проявила себя только во второй
половине 1920-х годов. Влюблен (хотя нисколько не ослеплен своей любовью)
наблюдатель современной ему жизни и человека, Сенченко создал себе собственное
стилевое лицо, сочетая зрелый реализм с романтизмом, лирический струя из
сатирой и юмором.
Иван Сенченко родился в 1901 году в селе Натальївка (Шахматка) у
Червонограда на Полтавщине. Его отец Ефим, деклясований через малоземелье
крестьянин, был одинаково и человеком села, и человеком города, работая в Червонограде
чернорабочим, садовником, билетером кинотеатра, церковным регентом и т.д. Иван
Сенченко окончил сельскую и высшую начальную школу, а затем учительствовал в своих
родных местностях. Учился в Харьковском университете (тогда ХИНО), работая
в то же время в редакциях харьковских газет и журналов. Волновой первый оценил как
следует талант Сенченко, привлек его к ВАПЛИТЕ и до ближайшей сотрудничества в
возглавляемых им журналах «ВАПЛИТЕ» (1927), «Литературная ярмарка» (1929),
«Пролітфронт» (1930).
В своих лучших произведениях («История одной карьеры» и другие рассказы, Харьков,
ДВУ, 1926, с. 78; «Путешествие до Червонограда» - журнал «ВАПЛИТЕ», 1927, ч. 5, с.
78 - 117; «Червоноградский портреты» - «Литературная ярмарка», февраль 1929, кн.
С, с. 94 - 152; «Дубовые гряды», 1928) Сенченко ввел в литературу свой
Червоноград, словно Гоголь - Миргород. О Червоноградщину, - пишет в шутку
Сенченко, - «при всей большой охоте тяжело что-то сказать, кроме: я люблю тебя
безотвітною любовью». Эта конкретная «омісцевлена» любовь и мастерство
писателя создали образы физически сильных (как у Рубенса) и характерных людей
- бедных и зажиточных крестьян, грузчиков и мельников, торговцев, рабочих и
всяких людей сельской и городской провинции, что после отмены политики
военного коммунизма в условиях нэповской относительной свободы хозяйственной
оказались в роли создателей своеобразного социально-экономического возрождения Украины.
Сенченкова Червоноградщина, на плодородных равнинах которой перехрестились железной дороги
Харьков - Херсон, Полтава - Донбасс, - дает в его произведениях свежий посмак того
сильного хозяйственно-творческого разгона, который могла бы дать Украина в условиях хоть
немного более длительной и хотя бы частичной свободы от помпы колоніялізму и склерозы
бюрократизма. Некоторые из червоноградских портретов Сенченко напоминают своей
підприємчивістю людей американского запада, а при всем том они остаются
гоголівсько-украинским человеком в произведениях Сенченко, которым не хватает ни речевости
и соковитости реализма, ни романтического лиризма, приперченого самым теплым
юмором или острым сарказмом. Позже наклон до юмора проявился у Сенченко
также в его исторической повести «Черная брама», чем-то напоминает «Коля Бруньйон»
Ромен Ролляна.
Рассказы Сенченко 1923 - 1925 годов во время его початкування в союзе
крестьянских писателей «Плуг» (Рассказы,
Харьков, ДВУ, 1925, с. 184) были неприкметні. Переход Сенченко с массового
«Плуга» к элитарной Ваплите (1925) сопровождался его быстрым ростом как
беллетриста и эссеиста, а вслед за тем и нападками на него партийной критики, на
которые Сенченко умел отвечать литературно-публицистическим контрударом.
Особый гнев упал на Сенченко после появления его знаменитой сатиры «С
записок» (жур. «ВАПЛИТЕ», 1927, ч. 1, стр. 3 - 11; отдельное издание в
библиотеке Ваплите), которую он назвал в одном месте также «Холуєві записки».
Красно-малороссийская критика поспешила расшифровать образ Великого Холуя как
«пролетарскую литературу» и саму КП(б)У - подвластны верховному Пієві («Пий -
все сущее над нами»). На самом деле Сенченків образ Холуя - исчерпывающе всеобъемлющий для
всех тех покорных и жестоких слуг всякого деспотизма и диктатуры, что живут за
принципами, которые формулирует в своих записках Холуй: послушание, смирение, молчание,
пресмикання, а также: бояться сильнейшего - безжалостно бить слабого, подставлять
лицо под плевки, быть (охотно) ослом, не волноваться, не думать, держаться
единомыслия, смотреть в глаза Пієві («его глаза - ваши глаза»), смотреть в рот Пієві
(«его слова - ваши слова»), презирать и бить (имея «за спиной всемогущого
Пия») всех потомков Прометея, в том числе и родного отца...
Беспощадный арапник Сенченкового «Холуя» врезал по лицу украинское и
всесоюзное холуйство в то время, когда оно становилось основой социально-политической
системы СССР и когда еще не все знали, что в Москве уже родился новый всемогучий
Пий - Сталин. Впечатление от этого произведения, что возвышается до уровня сатирических
шедевров Салтыкова-Щедрина и мировой сатиры, было большое. Интересно, что киевская
«Литературная газета», которая в чч. 7 и 12 за 1927 год просто упала была в
гістерику и называла «Холуєві записки» беспримерным клеветой на «пролетарскую»
литературу и членов КП(б)У, через тридцать лет вместила в своем номере за 4
июля 1958, нимало не шутки (так же до 40-летнего юбилея КП(б)У!) лирическое стихотворение
львовского молодого поэта Дмитрия Павлычко «Партия - глаза мои», в котором просто
повторены формулы «Холуєвих записок»:
Партия - глаза мои!
Партия - речь моя!
. . . . . . . . . . . . .
Идет Украина - заря моя.
Партия - сердце ее!
Ум ее - партия!
Такая просто головокрутна метаморфоза
образа, насквозь сатирического своей сутью, природой, формой, функцией, на образ
лирический произошла следствием тридцати лет «культа личности». И парадокс в том,
что Павлычко родил этот гимн холуя уже после «ликвидации культа личности», когда,
собственно, Сенченкові должны были бы дать премию за «Холуєві записки». Вместо того к
старой обиды Сенченко, избитого когда за свое оригинальное произведение, добавилась
еще и вторая - плагіят! Его обокрали, да еще и таким способом! А его самого
заставили писать в стиле «соціялістичного реализма» произведения, в которых он такой же
серый и скучный, как и все остальные 500 украинских советских писателей, среди
которых под серым покрывалом соцреализма уже не отличишь таланта от бездарности.
Юрий ЛАВРИНЕНКО
Украинское слово. - Т. 2. - К., 1994.