Семьи (роды, злоги, день рождения, родиво) открывают цикл родильных обрядов. Несмотря на драматичность события, роды с давних времен в наибольшей степени связаны с охранными и магическими обрядами.
Во время родов наши предки обязательно открывали сундуки, двери и окна, открывали все замки, развязывали все узлы, розстьобували воротники рубашек, чтобы ребенок легче вышел на свет; же роженицу окуривали травами. Дело в том, что считается, будто на мать и ребенка, слабых и беспомощных, ждет много опасностей от злых сил и от людей. Нечистый даже может забрать у матери ребенка и подкинуть свою. Поэтому надо их должным образом охранять, и это обычно делала баба-повитуха (пупорізка, народная врач или же многодетная, а значит, опытная, мать). Как правило, заприметив схватки, за повитухой посылали односельчане, или же ее звал муж, идя к ней с хлебом, символом богатства и счастья. Баба не может отказаться по одной причине, потому что это работа Божья.
Бабы-пупорізки разбирались в тайнах родов, поскольку спадкоємно передавали знания о течении родов, те осложнения, что вероятно ожидать; они для родов готовили соответствующие ткани (конопляные, из льна, позже - хлопчатобумажные, шелковые), стирали их, предварительно кипятили, смачивали в отварах и настоях и использовали для бинтования пуповины, а также для роженицы, принимали роды, шептали заговоры возле роженицы и обрезали пуповину; прибегали и к рациональных приемов - ловко делали роженице массаж, компрессы с навара льна, растирания маслом, выгревания горячим зерном и т.д. Именно они первыми сообщали роженицу и родных о том, что нашелся сын или дочь. Подвержены тайного юмора, улыбаясь, разглашали, что ребеночка с дальнего края принес аист или нашли в капусте. Когда рождался сын - особенно радовались, когда дочь - радость становилась меньше. Срабатывала народная вековая прагматичность: «Готовь сына для себя, а дочь - для людей».
Баба-повитуха была не только помощницей роженицы, но и жрицей, которая вводила новую ребенка в члены рода. Сегодня, казалось бы, все ее задача совсем отпадают, поскольку дети рождаются преимущественно в больницу - специальном роддоме, а там имеют точные предписания, как необходимо обходиться с ними. Но последнее время все больше становится популярным рожать «в естественных условиях » - дома, где так по-домашнему уютно и рядом близкие и родные. (Раньше, кстати, традиционным местом родов была кладовка или баня, или поле: детей, родившихся на ниве, называли житничками.) И в таком случае помощь опытного летней женщины, которая на своем жизненном пути не раз брала на руки новорожденного малыша, актуальна как никогда. Она и «пошепоче» над роженицей и младенцем, и обработает пуповину, соски, грудь для профилактики мастита, при разрывах родовых ходов проведет необходимое спринцевания, промывания и примочки из соответствующих настоев и отваров. Хватит уже говорить про те села, откуда в роддом так далеко, что можно успеть родить не одного ребенка...
Перед тем как принять роды, настоящая повитуха в знак того, что именно происходит в доме, стелет на завалинке веретку, а на окне ставит бутылку со свекольным борщом. Приняв ребенка, она пытается привить ребенку необходимые черты характера: отсекает пупа мальчику на топоре (чтобы хозяином был), девочке на гребне (чтобы доброй пряхою была). В это время в честь рождения ребенка стреляют из ружья (более современный вариант - пиротехника), чтобы боги узнали о такое выдающееся событие не обошли вниманием ребенка в будущем, наделив ее счастливой судьбой.
Большое значение при родах оказывают первой купели - и не только из гигиенических соображений, но и из обереговых. Ведь вода, по народным представлениям, символизирует силу и чистоту. Чтобы ребенок рос здоровым, используют освященные травы и цветы (священное зелье), в купель девочки добавляют меда, иногда молока (чтобы красивой была), мальчикам кладут корни девясила (чтобы были сильными, крепкими и выносливыми) или топор (чтобы умел мастерить). Каждый, кто приходит в дом во время купания, должен бросить в купель монету - на счастье.
При возможности скупану ребенка обсушивают возле горящей печи, что обусловлено старинке: приобщение к домашнему очагу. Среди гуцулов было принято привязывать к правой ручки ребенка мешочек с кусочком глины, взятой из домашней печи. В других регионах как обереги использовали ножницы или нож, которые клали в люльку, уголь из печи или кусочек хлеба с солью. .
Сейчас, после возвращения из роддома, нередко ребенку кладут в головах хлеб - знак жизни...
Порой бывают случаи, что ребенок рождается вместе с пометом матери, в той «рубашке», в которой была в лоне, - считается, что такой ребенок будет счастлив и о ней говорят: «В рубашке родилась». А кто родится с какой-то отметиной на теле, будет вещим. Вообще пристально присматриваются к любым признакам на теле младенца, но, к сожалению, все меньше тех, кто способен «читать» эти закодированные послания-предостережения...
Новорожденного ребенка сильно охраняют от нечистой силы, пока не окрестят, потому что именно этого времени она может больше навредить. Поэтому, считается, и умирают иногда дети без наглядной причины - даже озадаченные врачи разводят в отчаянии руками. Дьявол боится ножа, и его кладут под головку ребенку и матери. Но сегодня это практикуют все реже. Во всяком случае не стоит упоминать нечистого в доме роженицы, потому что появится сразу и вцепится в ребенка.