СТЕПАН РУДАНСКИЙ
Дополнительная биография
Родился С. В. Руданский в селе
Хомутинцах Винницкого уезда на Подолье 6 января 1834р. в семье сельского
священника. После начальной науки в благодарность будущий поэт учился в Шаргородской
бурсе (1842 - 1849) и Подольской духовной семинарии (1849 - 1855). Еще в годы
обучение в семинарии начал назревать конфликт с отцом. Когда 1856г. Руданский
приезжает в Петербург, то вполне самовольно, против воли отца, вступает не в
духовной академии, а в медико-хирургической, известной уже в то время как очаг
передовой науки и культуры. Здесь в 50 - 60-х годах работали С. П. Боткин,
И. М. Сеченов и другие молодые передовые ученые. В медико-хирургической
академии поддерживался традиционный интерес к литературе и искусству. Еще раньше
профессор хирургии академии Каменецкий вместе с Парпурою подготовил первое
издание «Энеиды» И. Котляревского. Любительский кружок студентов этого
учебного заведения впервые поставил драму Шевченко «Назар Стодоля» (1844). Здесь
получали образование бывшие петрашевцы, что, безусловно, активизировало гражданскую
настроенность студентов. За годы пребывания в Петербурге Руданский утвердился
на демократических мировоззренческих позициях, окончательно сформировался как народный
писатель.
Петербургский период наиболее плодотворный в жизни Руданского-поэта. В это время
заметно обостряются гражданские мотивы его творчества («До дуба», «Эй,
быки!»), зреет и кристаллизуется мастерство юмористического и сатирического
стихотворения, следствием чего было возникновение нового поэтического жанра в украинской поэзии
- стихотворной юморески-песенки, тематически разнообразной и стилистически
своеобразной. Одновременно Руданский продолжал писать баллады, лирические стихи,
стихотворные сказки и поэмы, переводил с русского и других языков.
После окончания академии Руданский получил звание уездного врача и
разрешение работать в Крыму, куда он переехал 1861г. и где надеялся поправить
свое підточене здоровья. С 1861 по 1873р. Руданский работал городским врачом в
Ялте, а также врачом в имениях князя Воронцова. Он приложил много усилий для
подъем благоустройства города, неутомимо трудился как врач и почетный мировой
судья Симферопольско-ялтинской мирового округа, одновременно интересовался
археологией, этнографией, возобновил начатые еще на Подолье фольклорные занятия,
продолжал поэтическое творчество, главным образом, в области перевода.
Знакомство с поэтом и композитором П. Ніщинським, художником И.
Айвазовским, поэтом и историком М. Костомаровым, поэтом А. Метлинським
наложило отпечаток на творческие занятия Руданского, поддерживало интерес к живописи,
старины, народного творчества. Наибольшее же внимание в ялтинский период Руданский
уделял переводам с античной и русской литератур (Гомер, Вергилий,
Лєрмонтов).
Умер С. Руданский 3 мая 1873г. и похоронен в Ялте на Массандровском
кладбище.
С. Руданский, готовя свои произведения к изданию, заключал их в рукописные
подборки. Тяжелые цензурные условия, а также правительственные запреты затрудняли и тормозили
их печатания.
Основные автографы произведений Руданского составляют три тома, переписаны и
оформлены самим поэтом. Первый, под названием «Песенки казака Венка
Руданского, книга первая, с 1851 года до 1857» (Венок - перевод имени поэта с
греческого: стефанос - венок), вмещает песни и баллады в хронологической
последовательности их написания. Второй - «Песенки казака Венка Руданского,
книга вторая, 1857 - 1858 и 1859» - состоит из 235 стихов, юморесок,
названных «поговорками», и стихотворения «Студент». Третий - «Песенки казака Венка
Руданского, 1859 - 1860» - это песни, поговорки, легенды, исторические поэмы. Кроме
этой первой авторской редакции произведений Руданского, известные автографы сборников,
заключенных по жанрово-тематическому принципу в разные времена и предназначенных к
издание. К таковым относятся рукопись «Нива» (1858 - 1859) и рукопись, 1861г.
имел уже цензурное разрешение, но так и не вышел.
При жизни поэта было опубликовано лишь
небольшое количество его произведений в петербургском еженедельнике «Русский мир» (1859),
в двух номерах «Основы» (1862), в «Опыте южнорусского словаря» Шейковського
(1861), в львовском журнале «Правда». Большинство произведений поэта увидела свет в
80-х - начале 90-х годов уже после его смерти во львовских изданиях
«Правда», «Заря», в «Киевской старине».
Первое издание «Співомовок» отдельной книгой, которое вместило двадцать восемь
стихов, осуществила в Киеве Елена Пчилка 1880р. под псевдонимом «Н-и Г-ь Волынский» (Небольшой кружок волынский). Наиболее полно
дореволюционное издание произведений Руданского в семи томах (первое издание -
1895 - 1903, второе - 1910) получилось благодаря усилиям М. Комарова,
Василия Лукича (В. Левицкого), А. Крымского и И. Франко. Наиболее
полным, прокоментованим и заключенным с учетом авторской работы над
подготовкой рукописей к изданию является трехтомник «Степан Руданский. Сочинения в трех
томах» (К., 1972 - 1973).
Кроме оригинальных произведений, Руданский упорядочивал сборники народных песен
из собственных записей («Народные малороссийские песни, собранные в Подольской губернии С.В.Р.», Каменец-Подольский,
1852; «Копа песен», Ялта, 1862). При жизни поэта они не были опубликованы, а
после его смерти долгое время оставались в частных руках. Обнаружены и изучены
советскими фольклористами, они изданы в 1972 г. в Киеве.
Все свои произведения, включая и стихотворные
переводы, Руданский называл «співомовками». Этот термин закрепил за
юморесками И. Франко. С того времени традиционным стало именно их именовать
«співомовками». Это оказалось наиболее удобным, поскольку именно юморески
(песенки) Руданского представляли собой новую разновидность
юмористически-сатирических стихотворных произведений, которой ранее в украинской поэзии не
было и появление которой требовала закрепления соответствующим сроком.
История украинской литературы второй половины XIX
века, Киев, 1979.