Но наибольшее распространение не только у славян, но и у многих других народов приобрел крест, что его носили на шее. Он был распространен задолго до возникновения христианства и считался надежным оберегом от «черных» сил.
Со всех четырех сторон (магичность знака виделась именно в его ориентации на 4 стороны - знак Вселенной; 4 измерения, 4 времени года, 4 стихии). Известно, что кувшины с крестиками встречаются в скифо-сарматській культуре II в. до н. есть. - II ст. н. е., в античной Греции, что доказывает нехристианское наполнение этого символа. Встречаются они и в средневековой Европе, в частности в ХИП-ХІУ вв. в Германии. Такие горшки имел право изготавливать не каждый, не рядовой гончар, а только признанный в своей местности мастер, и только раз в год в Зборну, или Федорову, субботу, то есть в первую субботу Великого поста, во время богослужения «Достойно». Гончар садился формировать эти горшки с первым звоном и делал их столько, сколько успевал до конца службы, замечая каждый крестиком. Как пересказывает Есть. Спасская, «бабы за ними ужасно убиваются», потому что в них бывает самый лучший сбор сливок - на всю высоту шейки. Верили также, что такой горшок защищает от сглаза, от порчи коров ведьмами. Вера в «магию» горшка отражалась и на его материальной стоимости: на базаре они стоили ЗО коп., тогда как обычные - 15 крп.
Издавна крест считался еще и эмблемой огня (потому что форма креста напоминает орудие для добывания огня), позже - солнца как огня небесного. С огнем связано языческое представление об очистительной, целебной стихию. На Украине в Страстной четверг страстной свечой, что приносили из церкви, на балках дома, над окнами, дверями, на воротах сжигались кресты. Знак этот наносили и на хозяйственные постройки, на предметы домашнего скарба, одежду с целью изгнать злые силы, очистить.
Для христианина крест, благословение крестом приравнивается к Всевышнему заместителя. Вот почему издавна ставили кресты вдоль дорог, на опушках и в йолі, при реках и прудах, круг мостиков и на них.
Деревянные, иногда каменные высокие, простой формы, лишь'" ди с изображением Богоматери или Христа, они тем огороджувались, иногда случайными путешественниками украшались венками из цветов, бусами или ценной вещью («даю, чтобы ты дал»), потому что люди свято верили, что это вместе с молитвой перед крестом будет гарантом Божьей милости.