Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



МАРИЙКА ПИДГИРЯНКА

(1881 - 1963)



МАРИЙКА ПИДГИРЯНКА

Дополнительная биография

Марийка Пидгирянка - псевдоним Марии Емельяновны Ленерт-Домбровской, украинской поэтессы, которая родилась 29 марта 1881г. в с. Белые Ославы на Ивано-Франковщине в семье лесничего.

В 1900г. окончила учительскую семинарию, затем работала в школе. Умерла 20 мая 1963г., похоронена в Львове.

Печатать стихи Марийка Пидгирянка начала с 1904г. в периодических изданиях. Первый сборник стихов «Отзывы души» вышла 1908г. Большинство произведений поэтесса написала для детей и о детях. Основные мотивы стихотворений М. Пидгирянки до 1939г. - мечты о лучшем будущем народа, воспевание красоты родного края, природы Карпат. Автор щедро использует фольклорные мотивы, ее стихи нежные и легкие, часто напоминают украинские народные песни («Песни», «Вечер», «Что делаю я, что я действую»). Выступала Марийка Пидгирянка и в жанре поэмы. Весьма своеобразной является поэма «Мать-страдалица», написана в 1919г. События в произведении - это одна из страниц жизни западноукраинских изгнанников во время первой мировой войны, когда тысячи галичан умерло в концентрационных лагерях от голода и от эпидемий. Композиционным обрамлением поэмы являются «Введение» и своеобразный эпилог. Исповедь страдалицы, представленную в жанре причитаний, составляют 12 песен.

РОДНОЙ КРАЙ, РОДНЫЕ ЛЮДИ.

Осенью 1887 года В. Ленерта перевели как лесничего из села Белые Ославы в Уторопы на Косовщине. Зиму 1887-1888 годов Маша находилась у дедушки М. Волошина, священника села Заречье, которого очень любила, потому что рассказывал красивые сказки о птицах, животных, бабочек, пчелок. За зиму зона заметно подросла, поумнела и научилась читать, писать, считать в пределах двух десятков, как этого требовала программа первого класса.

В этих двух селах Заречье и Уторопах - попеременное и Марийка провела детство и лета юности. В 1888 году, когда семья Ленертів хорошо устроилась и обжила новое помещение, девочку забрали в Уторопы, где хата была, будто палата,- новая, большая, чистенькая. Перед крыльцом росли четыре молодые ели, огород спадал, вплоть до ручейка. Местность хорошая, около леса, под самым селом - буковые и еловые. Значительно позже она скажет жениху: «Я учительница из Косовского уезда. Работаю в красивом селе с плохой названием Уторопы»[1]).

Осенью этого года Маша стала ученицей второго класса местной школы. Училась легко и охотно, Память у нее была очень добрая, прочитав любое исповедание, могла пересказать его чуть ли не дословно.

После окончания начальной школы (6 классов) в 1893 году решила продолжать обучение самостоятельно. Учитель с Утороп Райт, убедившись в незаурядных способностях девушки, помогал ей освоить материал по программе седьмых-восьмых классов школы городского типа. С 1892 года, каждого лета и осени, она находилась в Заречье. По несколько часов ежедневно продолжала здесь обучение. Не обходилось без помощи дедушки.

Маша успешно сдала экзамены по восьмикласну женскую виділову школу, которая давала неполное среднее образование. И ее не удовлетворяло достигнутое и перспектива быть всю жизнь только домохозяйкой. Она стремилась обрести специальность.

Семья Ленертів была довольно большой, кроме старшей Маши, было еще пятеро детей - сына и четырех младших дочерей. Маша помогала сестрам и сама упорно продолжала учиться.

После экзаменов в Коломые сделала для себя расписание занятий на каждый день и готовилась по программе учительской семинарии. Для этого некоторые книги купила, а остальное получила по почте из Львова. В Заречье уже так часто не ездила, потому что ее дедушка умер (1895).

Маша была влюблена в природу. Внимательно прислушивалась к гомону Черемоша и Прута, к рассказам отца о вегетацию различных пород деревьев и кустарников, о поведение и повадки животных. Знала уторопські леса не хуже, чем местный лесоруб. Часто водила сестер на срубы по землянике или в шешорские леса по малины. И ни разу не заблудилася там. Ходить в лесах, бродить по ручьям - это милейшее для нее занятия. Воодушевленная очаровательной природой Карпат, этой укутанной украинской земли, она никогда не перестанет воспевать ее.

Однажды после обеда Марийка вдруг попросила у отца денег для поездки во Львов, то застановився - не поверил, что она сможет сдать экзамены за учительскую семинарию. Но домашние как-то уладнали эту неожиданную ситуацию и убедили отца в реальности задуманного дела.

Когда собралась в дорогу, кто-то из сестер впихнула несколько карточек в чемодан:

- А это тоже возьми и обязательно занеси в какой-то газеты, пусть напечатают. Они лучше тех, что мы читали как-то в «Заре».

Писать стихи начала где-то в тринадцать-четырнадцать лет. Первой была чотирирядкова строфа польском языке - надпись на ленту до погребального венка. Однажды невольно услышала, как в соседней комнате не могли заключить слова и спорили по этому поводу. Тогда предложила свой вариант.

Сначала писала на польском языке. Где-то в конце XIX века в журнале «Блющ» даже печатались эти стихи[2]). Но когда это было и как они подписаны, пока не удалось установить. Чтение «Кобзаря» привлекло Машу до украинского языка. Сестры часто находили ее поэзии, составляли и хранили.

Работая с сентября 1900 года учительницей Уторопської двухклассной народной школы, Мария Ленерт внедряла в школьную практику нечто новое. Уроки проводила с восьми до двенадцати и с двух до четырех часов. Утром - с учениками третьего-четвертого года обучения: обеими річниками одновременно. Занятие длилось шестьдесят минут. Этот час делили на две полчаса: письменные и устные. Когда третий річник занимался громко (устно), то четвертый в то время выполнял письменные задания и наоборот. Она брала тетради учеников домой, проверяла их и выставляла оценки, чего раньше в этой школе никто не практиковал, ее воспитанники внимательнее и старательнее выполняли письменные задания.

На пополудневе занятия был назначен первый год обучения. Как советовали педагоги-практики школы упражнений, в первые недели надо работать над пробуждением сознательного слуха, чтобы зрение и слух взаємодоповнювалися. Эти методические советы она учитывала: использовала цветные мелки, рисуя на доске цветы, животных. Во Львове купила себе две пачки таких мелков, чтобы иметь в запасе. Рисунки не только вызвали радость у детей, но и способствовали усилению внимания. Часто на уроке придумывала к ним коротенькие стишки - и дети моментально запоминали их. Посещение уроков в классе значительно улучшилось, поведение - тоже.

В 1902 году работу Уторопської школы проверял уездный инспектор Шлемкевич. Он обратил внимание на успехи молодой учительницы, сделал запись в повізитаційному протоколе.

В тогдашней австрийской государству отмечались праздники по греческим и латинским вероисповеданию. В свободное время Маша Ленерт читала художественную и педагогическую литературу на украинском, польском, немецком языках. Читала жадно и очень много, но бессистемно.

Иногда бывала в Косово на концертах и выступлениях украинского театра. Ни разу не обошла случаю посетить ярмарку - это ежегодный праздник горцев, на которое з'їздилися гуцулы из всей Косовщины, интеллигенция из всех, даже самых отдаленных сел, и заезжие. Сколько душевного удовлетворения имела! Представала перед ним как одна огромная художественная панорама, которой, кажется, ни начала, ни края нет: многотысячная цветастая, подвижная, гамірлива, розсміяна, розспівана стена. Ни в одном музее не собрать столько экспонатов, сколько здесь, на ярмарке. Можно налюбоваться великолепием этноса Косовской Гуцульщины, просмотреть, как на выставке, мужская и женская одежда, красноїльські, космацкие, яворовские, довгопільські и другие украшения и декоративные изделия из дерева, резные и инкрустированные, художественные произведения ткачих, вышивальщиц, гончаров, послушать тройственную музыку и, даже, увидеть несравненно-ритмический опрышковское танец - аркан. Впечатление от увиденного и услышанного на этих косовских ярмарках остались в памяти Маши Ленерт на всю жизнь. Один из них привел к знакомства с И. Трушем.

Маша купила хорошего большого когута, уложила младшей сестре в корзинку, и они пошли домой пешком. Недалеко от трудностей на коломыйский путь когут неожиданно вырвался и, хоть у него ноги были связаны, пытался убежать. Навстречу шел какой-то незнакомый мужчина в белом полотняном одеянии. Увидев это, бросил топорик, вскочил впереди когута и обеими руками ловко прижал к земле. Передавая девушкам бунтаря, молвил:

- Если бы имел время, если бы было чем и на чем, то сразу обрисовал бы вас с этим петухом. Позвольте познакомиться: Иван Труш, художницы из Львова.

- Очень довольна с такого неожиданного знакомства. Я - учительница с Утороп, Мария Ленерт. А это моя сестра Галя. Как їхамете Через Уторопы, вступите к нам отдохнуть. Наша хата как раз против отметки двадцать первого километра.

- Я обхожу «цесарские дороги», хожу горными тропами, пітниками, чтобы полюбоваться красотой нашей Верховины и надышаться озоном карпатского воздуха. А как иногда надо, то еду почтовым амбулянсом, а этот не остановится даже перед двадцать первым километром, где живут такие красивые девушки...

После взаимных благодарностей они распрощались. А через день общества «Украинская беседа» устроило в Косово вечерницы. Марийка, хоть и не любила танцевать, но поехала с младшими сестрами на забаву. Через некоторое время распорядитель вечера подводит к ней молодого человека и знакомит:

- Наша нетанцююча поэтесса Марийка Пидгирянка, а это - не танцующий художник Иван Труш.

- Поэтесса Марийка Пидгирянка? - удивляется Труш. - Да мы же вчера познакомились - учительница с Утороп, такое немецкая фамилия...

- Именно она, та самая, Ленерт,- объясняет распорядитель.

- Как интересно сложилось,- говорит Труш и начинает рассказывать о происшествии с когутом.

На то время приходится знакомство Г. Ленерт с А, Крушельницким, О. Маковеем. Она встречалась с социалистом М. Лозинским, переписывалась с В. Гнатюком.

В 1903 году газета «Дело» напечатала стихотворение «Ой не нам; в кандалах ходить», подписанный «Марийка Пидгирянка». Кто тогда мог подумать, что на протяжении десятков лет это имя не будет сходить со страниц газет, журналов, антологий, хрестоматий, букварей, календарей, которые печатались во Львове, Коломые, Харькове, Ужгороде, Тячеве, Черновцах, Виннице, Прешове, Праге, Кракове, Варшаве, Вене, Софии, в Канаде и США,

в 1904 году во Львове познакомилась с учителем Скалатського уезда А, Домбровским, человеком прогрессивных взглядов, активным деятелем учительского движения, автором ряда учебников, неутомимым агитатором радикальной партии. Скоро (31 октября 1905) их обвенчал священник Кобринский.

Накануне бракосочетания они пошли к Инспектору уезда разведать о свободные должности. Там поняли, что им нужна школа для двух учителей. На то время была только одна такая, чуть дальше от гор, уже почти на Покутье. С началом ноября 1905 года молодые супруги перешло работать в село Рыбное - Августин Антонович заведующим, а Мария Емельяновна - учительницей.

Еще в 1902-1903 годах. Крушельницкий сватал ее за какого-то своего знакомого гимназического преподавателя. Когда же узнал, что Маша вышла замуж, то при очередной встрече сказал следующее: «ты променяла гимназического учителя на сельского?».

Сначала, на новом месте, она заметно скучала за горами, за стеной горных лесов, но когда слышала шум Черемоша, видела его пенистые воды, то становилось немного легче. Часто гостила у учителей Герасимовичів, которые имели хорошую библиотеку. Однажды обратила внимание на одинокое унылое дерево возле двора, и тогда родилась поэзия «Смереко».

Мария Домбровская помогала мужу в культурно-образовательной работе. В 1906 году прочитала в Углах на собрании общества «Украинская беседа» доклад о положении женщины в обществе, изложение которой в конце того же года было сделано в учительской газете «Знамя».

Где-то в августе в Косово приехал Г. Хоткевич. Августин Антонович при встрече с ним пожалел, что жена потеряла возможность видеть бандуру и слышать игру на ней. На второй день Г. Хоткевич был гостем Марийки Пидгирянки. Просидел часа три - пропел думу о Нечая и ряд веселых песен,

12 октября 1906 года родила сына Остапа. Теперь у Марии Емельяновны появились новые занятия: хозяйки дома, матери.

В июле следующего года выехала в Буркут на лечение озоном, потому что врачи признали у нее туберкулез. Не могла налюбоваться тамошней предвічною, не зіпнутою человеческим вмешательством красотой. Много хороших стихов написала тогда. Путешествовала с мужем до своего дяди Ивана Попеля в Долгополья, известного поэта и общественно-культурного деятеля. Он много раз гостил в Ленертів, когда ехал в Коломыю или Львов, Домбровские перечитали много книг и журналов а его библиотеки, которой восхищалась Леся Украинка, благоустроили ее.

Стремясь воспрепятствовать политической деятельности, Ілада решила разлучить супругов, А. Домбровского переводят в Ворону Коломыйского уезда, а Марию Омелянівну оставляют в Рыбном, 1 апреля 1908 года здесь у нее рождается второй мальчик, которого назвали Романом. Отпуск провела а Уторопах, у родителей,

В это время Мария Емельяновна много писала.

Работая в разных закоулках Прикарпатья, часто приезжала на каникулы к родителям, которые и дальше проживали в Уторопах. Там провела лето 1914 года и услышала весть о событиях в Сербии, а затем - объявление войны между Австрией и Россией.

С того времени пролетело много десятков лет, в Черемоше всплыла несметное количество воды. И вот известие от учеников Уторопської школы:

«В нашем селе есть много пожилых людей, которые помнят Машу Підгірянку и ее отца. Есть и ее ученики, которые вспоминают свою учительницу как очень отзывчивого человека. А на том месте, где был дом лесника, теперь построен клуб и двухэтажную школу»[3]).

В родном селе Белые Ославы в декабре 1989 года был торжественно открыт художественно-мемориальную доску, изготовленную Ивано-Франковским скульптором О. Железняком[4]).


Марийка ПИДГИРЯНКА.

СМЕРЕКО

Смереко, смереко,

Еловые шумы.

Или шлешь свои думы

В ту даль, словно из лелий.

В гор край веселый, Далеко...

Смереко, смереко,

Не шуми так шумно,

Потому и мне грустно,

И меня болит сердце,

И мне, сестрица,

Нелегко.

Смереко, смереко,

Зеленая, высокая.

И ты одинока,

И я одинока,

Оби мы от рода

Далеко.

Рыбное. 1906.

Сборник «Отзывы души». 1908.

РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК «ОТЗЫВЫ ДУШЬ.

Марийка Пидгирянка. «Отзывы души». Поэзии. Тиражом Общества «Взаїмна Помощь гал. и буков, учителей» в Львове. Чистый доход назначен на строение бурсы для сыновей учительских. 16. ст. 53.

Марийка Пидгирянка (псевдоним) впервые выступила на литературное поле перед несколькими годами в «Деле», печатая там свой стишок «Ой не нам и не нам в кандалах ходить...». Потом появилось несколько ее стихотворений в нашем журнале и поэтесса замолчала на некоторое время. Теперь западом д. Константний Малицкой вышел небольшой збірничок песен нашей поэтессы, и мы имеем возможность: ближе присмотреться литературной физиономии шан. автора. Поэтесса - женщина народного учителя и сама учительница - необыкновенно скромный человек. В письме к д. Константний Малицкой она пишет о себе: «Я не думала никогда, что когда-то буду «печатная»,- я самоучка, робкий ребенок Подгорье. Списывала, что мне старые леса рассказывали, и не знаю, поняла хорошо еловую язык. Начала я писать очень рано, где-то уже в 13 или 14 году жизни, а писала, потому что слышала душевную потребность вылить на бумагу те впечатления, которыми поила меня красота природы»... Поэтесса удовольствием читала Шевченко, Конопніцьку, Гейне и Лепкого и тревожится, из этой лектуры не остались какие следы на ее произведениях. По нашему мнению, поэтесса может быть вполне спокойна - литературных ссуд от упомянутых поэтов нет у нее. Под влиянием Шевченко - как сама пишет - могла «розбудитися в Н й национальное сознание и заботливость вырабатывать свой язык»; Конопницкая и Гейне научили ее строить строфы, но она не подражает никого, ее песни - это вицвіт собственного, нежного сердца. Поэтесса, «робкий ребенок Подгорье», с особым интересом прислухувалася Нашей людовій песни, пристально читала «книги, писаные и кружевные горами, лесами»... и только людова песня и природа оставили свои полезные следы на произведениях поэтессы.

Чистая, как хрусталь, народная речь, простота, ядерність высказывания, искренность - отеє главные приметы стихов Пидгирянки. Из ее песен веет свежесть, запах пільних цветков, шум и тоска наших еловых лесов. В ее песнях - даже патриотических - не встречаем пустых банальных фраз, декламации, пафоса. Она не пытается свои чувства, свои мысли прикрашувати блестящими, золотистыми павлячими перьями, не ищет за отборными словами, поэтическими картинами, не гонит за эффектами, не кокетничает с никакими «направлениям» - она поет только то, что лежит на сердце, что жмется к ее уст, она попросту - талант и талант истинный, чистый, как золото, талант, хапаючий своим лиризмом за сердце, словно поранкова весенняя молитва жаворонка.

Мих. МОЧУЛЬСКИЙ.

“Литературно-научный вестник”. - 1908. - Декабрь. - С. 712-713.


[1] Запись сделана В. Слезінським со слов А. Домбровского в начале семидесятых годов в селе Рудно на Львовщине.

[2] Слезінський В. Мелодии Марийки Пидгирянки. // Наша культура: (Приложение к газете «Наше слово») - Варшава. - 1973. № 5.

[3] Письмо учеников Уторопської школы в А. Домбровского. Без даты написания, конверт не сохранился.

[4] Левицкий В. Гордость Белых Ослав. // Прикарпатская правда. - 1990. - 13 января.

Левицкий В. Писала, во слышала душевную потребность... // Советская Верховина.; 1889. - 5 декабря.

Кроме того, при написании этой статьи использованы переписки автора с А Домбровськнм и О. Домбровськям.