Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



МАРИЙКА ПИДГИРЯНКА

(Мария Емельяновна Ленерт-Домбровская)
(1881-1963)

МАРИЙКА ПИДГИРЯНКА

Поэтический венок Украины радужно украшает и разнообразна полонинська цветок Марийки Пидгирянки, которая выросла в живописном горном селе Белые Ославы, что на Гуцульщине. Настоящее имя поэтессы и учительницы - Мария Емельяновна Ленерт-Домбровская.
Село Белые Ославы - колыбель поэтессы Марии Пидгирянки. Здесь зажглась ее звезда на голубом небе Украины, над Карпатскими горами 29 марта 1881 года. Д еще ее жизненные дороги перекрещивались в тринадцати селах и городках Прикарпатья, Закарпатья, Львовщины и Австрии, которые для нее стали родными, ведь в этих местах она жила, растила своих детей, учила местную детвору, черпала воодушевление своего творчества.
В село Заречье, что по соседству с Белыми Ославами, босиком бегала к дедушке-священника Николая Волошина. Дед имел большую библиотеку, научил машу читать и писать не только на украинском, но и несколькими иностранными языками. Потом отец Емельян Ленерт достал служебное назначение в лесничество села Уторопы Косовского уезда. В Уторопах любопытная Маша закончила начальную школу, сюда вернулась учительствовать после окончания Львовской женской учительской семинарии. В этом селе написала свой знаменитый стих «Ой не нам в кандалах ходить».
На учительском вече во Львове в 1904 году синеглазая Маша запала в душу молодому учителю Августину Домбровскому, с которым связала свою судьбу. Пришлось вместе с ним работать в школе в селе Рыбном на Косовщине, а затем - в селе Ворона Коломыйского уезда. В Рыбном родились их сыновья Остап и Роман, а в Вороне - сын Марьян и дочь Дарья.
Далее свои коррективы вносит Первая мировая война. Августина Домбров-ского забирают на фронт. А молодая мать Марийка Пидгирянка с тремя сыновьями и дочерью попадает в специальные лагеря. Об ужасной жизни в австрийском лагере в городке Гмюнде она рассказала в поэме «Мать-страдалица». ее впервые напечатали в 1922 году в Филадельфии, а в 1929 году она вышла во Львове в серии «Золотая библиотека», а затем была напечатана в первом номере журнала «Дукля», что выходит в Чехословакии.
В 1919-1928 гг. поэтесса жила на Закарпатье. Здесь в трех селах - Заричево и Порошковое Перечинского и Длинном Иршавского уезда - учила детей украинскому грамоты. Вместе с мужем Августином Мария Емельяновна проводила в крае большую патриотическую работу, за что чешские власти прогнали ее с должности учительницы. Пришлось зарабатывать на кусок хлеба, давая в Длинном частные уроки внукам Ивана Франко Тарасу и Миронове.
На этой земле Марийка Пидгирянка собрала самый большой свой творческий урожай. Тогда писательница была как раз в расцвете творческих сил, а жизненные круговерти давали темы для написания сочинений. Она не имела нужды искать сюжетов с чьей-то судьбы - у нее своих хватало на много книг. В 10-30-х годах XX в. во Львове и Ужгороде, Вене и Филадельфии вышли в свет ее книги «Отклики души», «Мать-страдалица», «Вертеп», «Святой Николай на Подкарпатской Руси», «Малый Василек», «Портниха Маруся», «Юркова путешествие», «Зайчик и Лисичка», сотни стихов, рассказов, басен, сказок, песен, загадок.
В литературу своего народа Марийка Пидгирянка входила вместе с Иваном Трушем, Василием Стефаником, Антоном Крушельницким, Костянтиною Малицькою. Училась мастерству у Леси Украинки, Ивана Франко.
На Прикарпатье Марийка Пидгирянка вернулась в 1928 году. Сначала работала в Антоновке, а потом в Братишеві и Викнянах Тлумацкого уезда. Жизнь в родных краях понемногу налаживалась. И весной 1940 года произошла беда: в городке Нижнев на базаре на поэтессу налетел испуганный конь. На годы Марийка Пидгирянка была прикована к постели. Дома вышивала, понемногу писала стишки для своих внуков.
В 1957 году уехала доживать свой век к дочери Дарье в село Рудное вблизи Львова. В том селе в субботу 18 мая 1963 г. яркая заря Марийки Пидгирянки угасла. Отсюда ее провели в последний путь на Лычаковское кладбище, на вечный покой. Могила поэтессы неподалеку от могилы Великого Каменяра.
В родном селе Марии Емельяновны Белые Ославы в декабре 1989 года был торжественно открыт художественно-мемориальную доску.
В советские времена при жизни Марийки Пидгирянки ее книги не издавались, отдельные стихи появлялись в журналах. Потом издательства Львова и Киева выдали маленькие сборника для детей «Бесконечные сказки», «Играй, бджілко», «Растите большие», «Школьники идут».
За последние годы увидели свет в издательствах Киева, Ужгорода, Коломыи, Ивано-Франковска ее книжечки «Хороший Мурко мой маленький», «Бесконечные сказки», «Зіллюся с сердцем народа», «Край мой, родной», «Учись, маленький», «Три веночки», «Мелодии детства», «Мать-страдалица».
Кто из сегодняшних дедушек и бабушек Галичины и Гуцульщины не помнит с детских лет чудесных, приятных стихов Марийки Пидгирянки, которые словно бы из собственного сердца вытекали?.. Возвращение Марийки Пидгирянки - это большой подарок не очень щедрой к нашему народу судьбы, это целый сноп просветительного воздействия, способного наполнить мир добра, заполнить пробел воспитательного процесса, что давно беспокоит тех, кто искренне болеет за возрождение нашей духовности.
В свое время Максим Рыльский писал: «Марийка Пидгирянка действительно народная, искренняя, нежная, талантливая поэтесса». И действительно, поэзия Марийки Пидгирянки - как хрустальная вода из горного источника, утоляет жажду детям и взрослым.
Хорошо как-то сказал известный поэт Дмитрий Павлычко, что слово поэтессы Марии Пидгирянки среди честных людей не пропадет никогда. Творчество поэтессы с Карпатских гор - это настоящая материнская энциклопедия, на которой воспитывались и воспитываются целые поколения.