Романтизм (фр. romantisme) - один из ведущих направлений в литературе, науке и искусстве. Возник в конце XVIII в. в Германии, Англии и Франции, в начале XIX в. распространился в Польше, России, Австрии, а также в Украине, впоследствии охватил другие страны Европы, Северной и Южной Америки. В XVIII веке романтическим называли все необыкновенное, фантастическое, странное, такое, что встречается только в книгах (романах), а не в жизни. На рубеже XVIII-XIX в. термин "Г." означал новое литературное направление, противоположное классицизму. Как новый тип сознания ft идеологии, охвативший различные просторы человеческой деятельности (историю, философию, право, политическую экономию, психологию, искусство), Г. был связан с коренным изменением всей системы мировоззренческих ориентаций и ценностей. Определяющими для него стали такие черты, как отрицание рационализма эпохи Просвещения, идеализм в философии, историзм, апология личности, неприятие обыденности и возвеличивание "жизнь духа" (наивысшими проявлениями его были искусство, религия, философия), культ чувств, увлечение фольклором, интерес к фантастике, экзотических картин природы и др. В эстетике Г. противопоставил классицистическом "подражанию природе" творческую активность художника с его правом на самобытность и оригинальность. "Принцип индивидуальности" (термин И. Франка) - ведущий в художественном творчестве. Искусство возвышается до уровня высшей ценности и воспринимается как проявление глубинной сути и смысла жизнедеятельности. Г. отвергает нормативность, рационалистическую регламентацию в искусстве, более всего ценится творческая свобода, фантазия. Теоретики Г. отстаивали розімкнутість литературных родов и жанров, взаимопроникновение различных видов искусств, а также философии, религии, психологии. Заслуга Г. заключается в развитии жанров исторического романа и драмы, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады, романса. Чрезвычайного развития достигла лирическая поэзия и лирическая песня. Первоначально черты романтического типа творчества зарождались в эпоху Просвещения и находили свое проявление в преромантизмі. Сохраняя генетическую преемственность с литературой сентиментализма (апология "чувства" и др.), преромантизм решительно отрицал рационализм, ориентировался на "естественную" человека и красоту, на средневековую культуру и национальную традицию, проповедовал спонтанность и самобытность творчества. Связан с выдвижением на арену т.н. третьего сословия, преромантизм был проникнутое пафосом самоопределения и утверждения личности, самобытного развития всех народов и национально-культурных традиций. Основополагающими для преромантизму были идеи Дж. Вико, И.-Г. Гердера, Ж.-Ж. Руссо. Зарождается в Шотландии и Швейцарии, наиболее полно развился в Англии: "Сочинения Оссиана" (1765) Дж. Макферсона (отсюда - "оссіанізм"), готический роман и др. Г. как мировоззренческая система, удостоверяющий смену европейских культурно-исторических эпох, - явление типологическое. Одновременно в разных странах Г. выявил специфические черты, выполнял особые социально-исторические и культурные функции. Ведущими здесь были мотивы трагической судьбы личности, "мировой скорби", "космический пессимизм^г (Ф. Шатобриан, А. Мюссе, Дж. Байрон, Г. Клейст, Э.-Т.-А. Гофман и др.). В странах Центральной и Юго-Восточной Европы доминантой Г. стал национально-освободительное движение, взаимоотношения личности с национальным коллективом, мотив "национальной тоски" и др. В Украине Г. сыграл значительную роль в пробуждении национального сознания, обосновании исторической самобытности народа, его "духа", культурных традиций, языка, литературы. Зарождающиеся в условиях антисамодержавного движения, украинский Г. развивался прежде всего под влиянием углубленного изучения исторического прошлого (историографический преромантизм) и народного творчества (фольклористическая преромантизм), был направлен не столько против классицизма, как против бурлескных и травестійних традиций. Заметное влияние на его формирование были "украинские школы" в русской (К. Рылеев, А. Сомов, М. Гоголь и др.) и польской (А. Мальчевский, Бы. Залесский, С. Гощинсь-кий) литературах. Первыми проявлениями украинского Г. были "История русов" (вторая половина XVIII ст., впервые опубликована В 1846. Бодянским), "Грамматика малороссийского наречия" (1818) А. Павловского, "Опыт собрания старинных малороссийских песней" (1818) Ми Цертелєва, а также публикации исторических трудов и памятников Д. Бантыш-Каменского, М. Маркевича, А. Бодянского и др. Значительное место в становлении Г. в украинской литературе занимала Харьковская школа романтиков (И. Срезневский, И. Розковченко, Ф. и О. Євецькі, О. Шпигоцький и др.) и подготовленные ими издания: "Украинский альманах" (1831) и "Запорожская старина" (1833-38) (см.: Харьковская школа романтиков). Одновременно в Галичине выступила "Русская троица" (Г. Шашкевич, И. Вагилевич, Я. Головацкий) с сборником "Русалка Днестровая" (1837), перенятым романтическими идеями народности и славянского братерства. их последователями были Г. Устиянович, А. Могильницкий, В. Духнович. С конца 30-х - начале 40-х годов XIX в. появилось новое поколение романтиков (А. Метлинский, М. Максимович, П. Кулиш, Т. Шевченко, М. Костомаров). Его литературными трибунами были: "Киевлянин" (1840, 1841, 1850) М. Максимовича, "Ласточка" (1841) Есть. Гребенки, "Сноп" (1841) А. Корсуна, "Новолуние" (1843, 1844) И. Бецького, "Южно-русский сборник" (1848) А. Метлинського. Романтические идеи, пропагандируемые ими, имели отчетливое национально-политическую окраску, что повлекло появление Кирилло-Мефодиевского братства с его романтично-христианской программой "Книги битія украинского народа" (М. Костомаров). В литературе этот этап засвідчився появлением исторического романа ("Черная рада" П. Кулиша), исторической драмы ("Савва Чалый", "Переяславская ночь" М. Костомарова), развитием интимной, пейзажной, гражданской лирики (В. Забила, Есть. Гребенка, В. Петренко, С. Писаревский, Е. Афанасьев-Чужбинский и др.), утверждением жанров бытовой, исторической, лиро-эпической поэмы, баллады, выработкой литературного языка и стиля, конкретно-исторических форм художественного освоения действительности. Ведущая роль в утверждении романтического типа творчества принадлежит П. Кулишу и Т. Шевченко. На основании концепции личности, понимание эстетического идеала, природы и цели художественного творчества, главных черт поэтики условно выделяют четыре тематически-стилевые течения: фольклорно-бытовая, фольклорно-историческая, гражданская, психологически-личностная. Во второй половине XIX ст. Г. нашел продолжение в творчестве А. Стороженко, И. Манжуры, Я. Щеголева, Ю. Федьковича и др. В конце XIX в. романтические идеи приобрели в европейской (Г. Гауптман, Г. Ибсен, М. Метерлинк) и украинской (Леся Украинка) литературах нового звучания, что дало возможность обозначить их как идейно-стилевое течение под названием неоромантизм, которая сказалась на творчестве некоторых представителей "расстрелянного возрождения" (А. Около, Ю. Яновский, М. Волновой и др.), "пражской школы" (Елена Телига), даже шестидесятников (Г. Винграновский, Г. Лубкивский и др.) В литературоведении бытует также термин "романтика" для обозначения эмоционального пафоса произведения, особой приподнятости и увлеченности объектом изображения.
|
|