Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Харьковская школа романтиков - литературная группировка, которая действовала в 20-30-е XIX в. при Харьковском университете. Здесь, прежде всего благодаря проф. І.Кроненбергу, распространялись идеи И.канта, И.-Г.Гердера, И.-Г.Фіхте, особенно "Философия откровения" Ф.-В.-И.Шеллінга. их взгляды оказались созвучны романтично-экзистенциальном менталитета украинства, способствовали теоретическому осмыслению и практическому применению принципов романтической эстетики в украинской литературе, просмотра міметичних принципов художественного изображения и т.д. В мировоззренческой концепции Х.ш ,г, наблюдалось эхо творческих поисков немецкого (гейдельбергские и енські романтики), английского ("озерная школа") романтизма, ориентированного на богатства фольклора, а также польского (переводы с А.мицкевича) и чешского (переводы из "Краледвірського летописи") романтизма, проникнутого актуализацией исторической памяти, захваченного "таинственной душой" народа. Немалое влияние на формирование этой фольклорно-исторического течения в украинском писательстве произвела преромантична "История русов", сборник "Малороссийских песен", изданная в 1827 Максимовича и др. Х.ш.р. состояла из двух кружков студенческой молодежи, которая группировалась вокруг І.Срезневського. Первый, который действовал на рубеже 20-30-х годов, осуществив издание "Украинского альманаха" (1831), еще не занимался достаточно собственно украинскими проблемами. Его представителей (л. боровиковский, О.Шпигоцький и др.) интересовали прежде всего загальноестетичні и философские аспекты романтизма. Второй - приходится на период издания "Запорожской старины" (1833-36; всего появилось шесть выпусков). Именно в это время углубился интерес к этногенетических прикорнів, формировались основы национального самосознания; постижение сущности украинского менталитета, отраженного в думах, исторических песнях и преданиях, в народной лирике, поверьях, обычаях и т.п., началось собирание и изучение фольклорных жемчужин. И хотя некоторые, в частности и. срезневский, несмотря на неполноту украинского эпоса и беря пример с Дж. Макферсона ("Песни Оссиана") или авторов "Краледвірського летописи", прибегал к подделок отдельных дум и исторических песен (о Свірговського, Серпягу, Батория и др.), Х.ш.р. стала заметным явлением отечественного писательства. В тогдашней ліризованій литературе состоялся движение от імперсональних мотивов к личностно-психологических, от переделок и "улучшений" народной песни до оригинального піснетворення ("За Немань иду" С.Писаревського, "Дивлюсь я на небо" М.Петренка, "Гудит ветер воет в поле" В.Забіли и др.), до формирования историософской концепции казачества (а. метлинский), стремление к "европеизации" национального искусства слова ("Савва Чалый", "Переяславская ночь" н. Костомарова) и т.д. Х.ш.р. оказала немалое влияние на Т.шевченко, П.кулиша и др., вышла за пределы украинского среды, обусловила появление "украинской школы" польских поэтов (А.Мальчевський, С.Гощинський, Ю.-Б.Залєський, Л.Семеновський). Прекратила свое существование в начале 40-х годов (не без грубого вмешательства В.Бєлінського), так и не раскрыв полностью своих возможностей. ее традиции отражались в творчестве п. кулиша, О.Стороженка, Ю.Федьковича, Леси Украинки, В.Еллана (Голубого), Ю.яновского, О.Влизька, Елены Телиги, Довженко и др. писателей романтического типа мировоззрения.