Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Внутренняя форма слова - определенные особенности связи звуковой строения слова с его первоначальным значением; способ структурной и семантической мотивированности слова другими словами. Иначе говоря, В.ф.с. - это первоначальное (этимологические) значения, возникает с опорой на какую-то названную словом признак (не обязательно материальную) предмета или явления. Например, название лободы "мучинець" является производной от слова "мука" и обусловлена тем, что стебель и листья растения покрыты мучнистым налетом. По А. Потебне, В.ф.с. показывает, как человеку представляется ее собственная мысль. В производных словах, которые в языке структурно и семантически мотивируются другими словами, В.ф.с. является прозрачной. Иногда подобная связь по разным причинам затемняется, теряется, а следовательно, теряется и В.ф.с. Так, например, сегодня уже довольно трудно воспринимается то, что по происхождению лексемы "конец" и "начало" являются однокоренными. Это обнаруживает этимологический анализ. На понятие "В.ф.с." опираются и при раскрытии природы поэтического (образного) слова. На взгляд Г.Винокура, образными есть слова, которые имеют В.ф. При этом В.ф.с. трактуется как способность загальномовного словесного значения становиться своеобразным выразителем иного поэтического (образного) содержания, что возникает в художественном произведении. Это связано с тем, что общепринятые названия одних предметов начинают употребляться как названия других объектов. В данном случае речь не идет только о традиционное метафорическое перенесение, которое лежит в основе тропов и является ярким проявлением В.ф.с. Суть заключается в том, что в художественном вещании поэтический (удаленный) содержание (не только при метафорическом переносе, но и вне его) никогда не ограничивается буквальным (словарным, ближе) смыслу слов. Этот поэтический смысл основывается на загальномовних словесных значениях, выражается с их помощью, то есть вследствие эстетических преобразований семантики один смысл становится формой другого (образного) содержания (см.: Язык художественной литературы, Семантика).