Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Язык художественной литературы (Поэтический язык) - языковая система, которая функционирует в художественной литературе как средство создания эстетической реальности, наиболее полно выявляет творческие возможности каждого национального языка. М.х.л. соотносится с литературной (унормованою и кодифицированным) языком и художественным вещанием, но связь с литературным языком трактуют по-разному, нередко рассматривают как один из функциональных стилей литературного языка, а также интерпретируют как язык в его эстетической функции, как материал искусства (при этом речь идет уже не о отдельный стиль, а особый модус языка вообще). В М.х.л. входят все структурные уровни литературного языка и (реально или потенциально) элементы разговорной речи, диалектов. Эта эстетически организованная языковая система проявляет себя в определенных стилях (беллетристическому, поэтическом и т.д.) и в совокупности индивидуальных стилей (ідіостилів) каждого из писателей и реализуется в их художественном речи (текстах). Интерпретация литературных текстов на уровне художественного языка, что предполагает выход за пределы художественного вещания, писательского ідіостилю, способствует рассмотрению литературного процесса в единстве и преемственности его культурно-исторического развития. В художественной сфере различные аспекты соотношения языка и Речи приобретают особое проявления. Скажем, то, что воспринимается только как употребление в речи, то есть не стало фактом кодифицированного литературного языка, является своеобразной нормой М.х.л. (например, поэтические неологизмы). По-особому проявляется в поэтическом языке и соотношение парадигматики и синтагматики. В М.х.л. функционируют все общеупотребительные языковые средства, однако ей присущи и специфические черты: выразительная направленность системы на эстетическое преобразование (трансформацию) языковых средств, в частности семантики языковых единиц, максимально усиливая их зображально-виражальну способность (экспрессивность) творить художественный образ и выражать всю полноту художественного содержания; индивидуальный характер культурно-эстетического процесса. Категория упомянутой эстетической трансформации языка писателей трактуется как одна из основных основ художественного творчества. В художественном тексте не только слова, но и любая языковая единица (звук, морфема и т.д.) может приобретать особого эстетического значения. Наряду с эстетически нагруженными компонентами всегда используются т.н. "упаковочные" текстовые средства, находящиеся на периферии образного функционирования. В М.х.л. деление на образные и "необразні" средства - весьма относительный. Заметнее всего и полнее всего образно-эстетическое преобразование семантики слова оказывается в тропах. В значительной мере опираясь именно на их изучения, исследователи поэтического языка пытаются сформировать ее специфическую единицу, которую называют по-разному; глосемою, глосою, стилемою, експресемою пр. М.х.л. - объект, в котором пересекаются научные интересы языковедов и литературоведов. Она является предметом исследования стилистики,поэтики, лингвистики текста, металінгвістики. При этом прослеживается стремление разграничивать лингвистические (лінгвостилістичні) и литературоведческие методы, приемы, задачи анализа М.х.л. Производительное и определенное взаимопроникновение, взаємозближення литературоведческого и мовознавчого подходов к интерпретации поэтического языка, конкретных художественных текстов.