Наиболее неприкосновенными остались крестины - комплекс обрядовых действий, направленных на приобщение ребенка к семье, общине и христианского мира. Различают несколько вариантов крестин - преимущественно народные, сугубо религиозные и смешанные. Наиболее распространенный на Украине последний вариант: сначала ребенка крестят в церкви, а потом в семье устраивают пир. Когда-то было принято, идя в церковь, стелить на порог верхней одежды, на который клали ребенка. После того как мать трижды переступала через ребенка, кума брала ее на руки и выносила в сени. Там баба клала под порог нож, а кума, переступая порог, подавала ножа через окно. После этих магических обрядов кумовья несли ребенка в церковь на крещение.
Вообще считается, что пока ребенок некрещеный, мать не может ее кормить. Однако сегодня с крестинами особо не спешат: к сожалению, иногда к ним обращаются лишь в случаях опасности жизни ребенка.
В обряде крестин важную роль играют кумовья, или вторые родители новорожденного (в церковном варианте - крестные родители), которых приглашает отец младенца, приходя с хлебом. (Кстати, когда можно было выбрать до пяти-десяти пар кумовьев.)
Отказ от кумовства считается за грех. Если дети у родителей скоро умирают, то, чтобы предотвратить, в кумовья приглашают первых встречных на улице, но только не детей, - такие кумовья, вернувшись с крещения, вносят ребенка не через дверь, а подают через окно. Но перед тем, как несут ребенка к кресту, на распутье бросают жертву нечистому-откупное, говоря: «На тебе, чорте, плату!»
Ответственность у кумовьев очень велика: они производят для хресника все крестильные обряды, постриг, обязательно посещают его на день рождения, обеспечивающих его„ так сказать, духовной пищей (родные родители должны заниматься материальным благосостоянием ребенка), провожают до школы, сопровождают в день свадьбы (в свадебном обряде крестные родители играют особенно важную роль), участвуют в пире во время помолвки, дают свое благословение своему крестнику, не просто присутствуют на свадьбе - им отводят почетные места, они, разумеется, дарят дорогие свадебные
подарки.
В свою очередь родители крестника несут пироги кумовьям, а подрастающие крестники ежегодно навещают своих вторых родителей (и бабу-повитуху), неся им так называемую «ужин» - святую вечерю.
На Холмщине еще и до сих пор существует обычай почитания первого кумовства, - такого кума сажают на солому на санях и везут от его дома к дому родителей ребенка с уважением. При конце обряда такой кум должен выкупиться...
Как завивать ребенка к кресту, то кума или мать ребенка кладут под полотно, в которое завинуте дитя, иглу, чтобы девушка стала хорошей портнихой, или карандаш, чтобы ребенок хорошо
училась, или же хлеб и деньги, чтобы ребенок никогда не голодала и не бедствовала и т.д.
В церкви до креста должен держать ребенка немного кум, а чуть кума. Считается хорошим признаком, когда во время крещения ребенок плачет. Даже не просто хорошей, а необходимым. Раньше, если молчало, даже немного щипали, чтобы кричало - чтобы по жизни шла. Если молчит - то неестественно и весьма подозрительно. Ведь именно крещение, как уже отмечалось, - это обряд «вырывание» нового члена Церкви из-под власти дьявола или нечистого вообще. И, когда ребенок не реагирует, то сидит в ней дьявол крепко. Как оно отразится на дальнейшей жизни малыша - кто знает... Поэтому не раздражайтесь и не стесняйтесь, если ваш младенец «разрывается» в церкви, аж заходится. Пусть вам кажется, что сейчас стены потрескаются, - а он, мол, соседский спит, как ангел. Помните: наши мудрые прародители никогда ненужное не говорили...
Родные родители таинство крещения наблюдать не должны. Лучше всего, если останутся дома. Как приносят ребенка из церкви, родной отец или мать берет от крестных родителей крещенную ребенка в свои руки и кладет в колыбельку.
По тому справляют крестины, причем ребенку желается счастья и здоровья. Делаются маленькие букетики из барвинка, калины, мяты и т.д и раздаются гостям; эти цветы, принесенные домой, приносят счастье хозяевам. За эти букетики дарятся мелкие деньги.
На крестинах все сидят за столами, угощаются и поют песни. Поют разнообразных, кто знает: и веселые, и грустные. Преобладают на крестинах однако песни веселые, шуточные, ибо тот обряд является радостным. Но в Пост песен петь не годится.
Следует отметить, что роженица и ребенок все это время легко подпадают сглаза, а потому их очень берегут от этого, завешивая и закрывая от глаз не только чужих, но и своих.
По крестинах, второго дня, производят похрестини - в кабаке угощают кумовьев и бабу, других гостей.
Правда, наблюдаем следующее: с течением времени семьи, крестины и похрестини слились в одно. Ускоренный темп жизни, нестрогое соблюдение святых для наших предков
обрядов и нехватка средств - вот печальные причины того, что такой важный обычай, который не терпит спешки, торопливости, сегодня выглядит несколько «скомканным».