Вытынанка символизирует вечное стремление украинцев отметить некий праздник, памятный день или просто украсить свою жизнь.
На праздники украинцы в соответствии изготавливали различные витинан-ки: в виде снежинок-звездочек, креста, в виде цветка или фигур ангелов. Вытынанка-крест несла охранно-символическое значение ее цепляли на матицу, потому что там висела детская люлька. Особенно распространенным в украинской хате было убранство должников и мисників. В виде салфеток зажурно вырезанными краями они украшали полки буфетов и тумбочек, служили вместо занавесок на окнах даже в городах в трудные для государства времена, особенно после войны. На простенках между окнами в украинской хате висели вышивки с изображением «древа жизни». На ветвях этих деревьев часто размещаются птицы, внизу у дерева можно увидеть человеческие фигуры или силуэты зверей.
Свое развитие вытынанка начинает из украшений, что с давних времен у разных народов нашивались на одежду и обувь, а также украшали жилье. Когда появилась бумага, с которого так легко что-то вырезать, вытынанка становится преимущественно бумажной. Понятно, что первые бумажные вытынанки появились на родине бумаги - в Китае. Там они были известны уже в УП-ХИ вв. Женщины накануне праздника весны наклеивали на окна традиционные бумажные узоры, сюжеты в виде драконов, цветов, различных символов. В Западной Европе вытынанки получили развитие в сложных зеркальных сюжетно-образных композициях, всегда помещались на одном целом листе бумаги и были подобные графических изображений. Славянские народы использовали вытынанку, в основном, как декоративный элемент в народных традиционных орнаментах.
В Украине предшественниками этого вида искусства были вытынанки из кожи, ткани. Известный всем кептар и по сей день, помимо обильной вышивки, щедро обшивается различными вырезанными деталями из кожи. На Полтавщине в начале XX ст., а в некоторых регионах вплоть до Великой Отечественной войны, верхняя женская одежда - юпка декорировалась аппликациями из бархата или другой ткани. Часто это были изображения дерева жизни, симметричных стилизованных ветвей, декоративных элементов. Да и современные футболки или куртки тоже украшают подобными украшениями. Интересно, что первыми бумажными вытынанками в Украине были подкладки для печатей, так называемые кустодии (XVII-ХУІП ст.). Они делались из кожи, изготавливали их в
форме квадрата или круга. их авторами были писцы сотенных, полковых и Генеральных канцелярий.
Когда бумага стала довольно дешевым (середина XIX ст.) и им могли пользоваться все слои населения, украшение-вытынанка надолго входит в быт мещанства и крестьянства, ее можно было видеть в домах на окнах, стенах, балках, на печи.
Иногда она даже заменяла собой настенные рисунки, тем самым превратившись в украшение украинского жилья, приобретя широкого развития и распространения.
Вышивки разных местностей одновременно могут проявлять как признаки народного творчества всей Украины, так и самобытные, присущие только какому-то определенному региону. Так, вышивки западных областей размыты и мелко орнаментированы, как их писанки и полотенца; подольские вышивки продолжают традиции народных ковров, гончарных росписей, вышивок; вытынанки Днепропетровщины перекликаются с пэт-риківським росписью и в каждой бумажной украшении просматривается лицо отдельного мастера как творческой личности.