Св.георгий - покровитель земледельцев и скотоводов. Юрий - латинском Georgius - в переводе означает «землепашец».
Иконописцы-христиане изображали святого Юрия в образе рыцаря верхом на белоснежном коне, в руках вел держит копье, которым убивает дракона.
Дракон - символ язычества (наверное, внимательный читатель уже узнал Георгия Победоносца). Древняя христианская легенда повествует, что когда-то этот рыцарь спас девушку, которую принесли в жертву дракону. Прославленный этот храбрый воин-победитель и в народных песнях и других фольклорных произведениях.
По народным поверьям, в этот день, 6 мая, - день восшествия на землю весны. Народная мысль такая: до этого дня весну приглашали, встречали, а теперь она уже настоящая хозяйка на земле.
Считается, что в этот день начинает петь соловей и куковать кукушка. Святой Юрий отпирает небо и землю, выпускает на волю росу и растения. В народном творчестве Юрий - олицетворение весны противопоставляется святому Дмитрию - олицетворению зимы. Роса в этот день имеет удивительные целебные свойства: старые люди говорят, что она может слепому зрение вернуть, девушке красоту подарить, а если собранной до восхода солнца росой окропить домашнюю птицу, то хорошо плодитиметься.
Хорваты и словенцы имеют красивый весенний обычай в честь святого Юрия: обвивают зелеными ветвями молодого парня - «зеленого Юрия» - и с пением, величальными стихами и шутками ходят от дома к дому. А сербские женщины и девушки украшают дома зеленью - поминали день святого Юрия.
В этот день в старину по всей Украине люди устраивали обход полей. Делать это обычай велел всей общиной, на поле правили службу Божью, молились за урожай. Обходини должны проводиться до восхода солнца. По народным поверьям положительно повлияет на урожай закопанное яйцо, оставшуюся после Пасхи. Затем каждая семья возвращается домой и садится к обеденному столу. Застолье обычно сопровождается шуточными песнями - на урожай.
В некоторых регионах Украины принято обедать прямо в поле. После обеда начинаются развлечения детей и молодежи. Считается, что если ребенок покачается по озимых посевах, то будет здоровой и сильной. Пока девушки водят хороводы, ребята пытаются подпрыгнуть повыше: вроде насколько высоко подпрыгнешь, настолько и пшеница поднимется. Исследователи народных традиций склоняются к мысли, что обед в поле - это остаток весеннего обряда жертвоприношения большинства народов Европы.
Не только украинцы имеют традицию таких обходин полей. Еще древние римляне имели такую традицию, имевшую целью очистки весеннего поля. С песнями и молитвами обходят поля и сербы, и болгары, и немцы, и французы и некоторые другие народы. Традиции в определенной степени отличаются, в частности у немцев священник не идет пешком, а едет верхом, только в отдельных местах слезает с соня и читает молитвы. Французы и бельгийцы предпочитают обходить весенние поля с факелами в руках.
Необходимое условие хорошего урожая - достаточное количество дождей. Наверное, именно с этим связана традиция обливания пастухов. Этой традиции стараются соблюдать не только в Украине, но и в других европейских странах: Эстонии, Греции, Германии и других. В частности, у сербов принято украшать одну из незамужних девушек зелеными листьями и ветками, а потом водить от дома к дому и перед каждой обливать водой. А девушка при этом имеет якнайвеселіше танцевать под дружное пение остальных девушек.
Одно из важнейших мероприятий этого дня - выгон скота на росу. Желательно погонять домашних животных свяченой вербой. Еще древние индусы практиковали использование ветвей священного дерева: в этом случае коровы становились молочнішими и плодотворными. Считается, что такая процедура имеет магическое действие - домашние животные очищаются от влияния злых сил.
Юрьевская роса использовалась в апотропеїчній и лечебной магии и соседних народов региона. Румыны собирали накануне Юрия из листьев и трав росу, чтобы промывать ею глаза. А для заклинания от ведьм в ведра для доения клали чар-зелье, наливали воды и оставляли на ночь на улице, чтобы на них выпала роса.
В целом выгон на Юріїву росу символизирует начало весенне-летнего сезона выпаса скота. В некоторых регионах Украины когда впервые весной выгоняют скот выпасать, расстилают посреди двора кувшин молока с продвинутым через проушины цепью. По народным представлениям, если скот переступит через кувшин и цепь и ничего не заденет, значит, и в лесу во время выпаса ей ничего не грозит - никто ее не тронет. Некоторые хозяева прогоняют скот между двумя раскаленными головешками или разложенными кострами - самым надежным средством очистки остается все же огонь.
Еще один «мера предосторожности», что практикуется в основном на севере Украины и в Белоруссии: хозяин стелет кожух и на нем раскладывает пасхальные яйца, а затем через кожух гонит скот. Это, по народным представлениям, должно обеспечить здоровье и плодовитость скота. В Германии принято бросать под ноги скоту яйца, чтобы корова раздавила их - на счастье. У некоторых народов принято во время первого выгона скота трижды ее обходить, словно огораживаясь защитным магическим кругом от любых посягательств злых сил. А если после тройных обходин внутрь круга бросают горсть соли, камень, то это имеет объединяющую волшебное свойство: стадо теперь - единое целое. Англичане с юмором относятся к первого выгона скота: ребята рассвете преграждают путь на пастбище, а когда девушки гонят коров, следят, чья перепрыгнет препятствие на дороге первая, а чья - последняя. Первую под вечер уквітчують, рога перевязывают разноцветными лентами, а последний достается украшение из крапивы и репейника. Так же приветствуют и молодых хозяек этих коров. Хозяйке первой - шана, хозяйке последней - насмешки. Кстати, и свяченими ветвями били этого дня не только скот, но и людей. Понятное дело, что биение это шутливое, чисто символическое.
Поскольку святой Юрий занимается благополучием каждого животного, нельзя этого дня отбирать у зверя то, что он схватил. Если какую-то звериную человек в этот день обидит, то святой Юрий может даже на смерть ее наказать. В первую очередь заботится Юрий о волках, по крайней мере фольклорных упоминаний об этом больше всего.
В Чехии накануне этого дня девушки на выданье ловят дикого голубя и несколько дней держат Его в себя, а потом выпускают, пением ритуальных песен. Считается, что такая магическая процедура обеспечивает удачный брак.
Еще девушки на выданье в день святого Юрия гадают с помощью кукушки на женихов. Если на вопрос «Сколько мне еще у отца быть?» кукушка молча улетит прочь, значит, в этом году девушке суждено замуж пойти. Если начнет ковать - следует считать: сколько раз ковать, столько лет девушке еще с родителями жить.
День святого Юрия - день волшебниц. По народным представлениям, накануне этого дня хозяйка должна следить коров, поскольку волшебницы могут молоко ночью украсть. Для этого колдуньи теряют человеческий облик, вращаются временно на животных, в основном кошек. Чтобы предотвратить вторжение в конюшню ведьм, хозяева окропляли здания святой водой, иногда окуривали ладаном, зажигали освященные свечи.
Бытует верование, что лучшее средство от ведьмовских козней - это Юріїва роса. Но если бросить корове на рога пропитанное Юрієвою росой полотно, то животное будет худеть и болеть (сербское поверье). К этому мероприятию могут прибегнуть гадалки из зависти или злости, поэтому следует следить за своей худобы. В Исландии и Финляндии есть обычай молоком поливать священные деревья, чтобы предотвратить действиям гадалок.
Предостережение относительно ведьм-колдуний в звичаєвій практике крестьян-украинцев объясняется традиционными народными верованиями. Согласно с ними, праздник Юрия имело репутацию порубіжної критической поры, когда активізовувалася «нечистая» сила и всевозможные колдуны. По гуцульским преданию, ведьмы собирались ночью напротив Юрия на Лысой горе, где «пьют и гуляют с чертями и ветрами». Ведьмовские совещания обычно завершались устройством пиров и гуляний. У буковинцев ведьмы собирались в ночь накануне Юрия на готарі, то есть сельской границы между селами, или же на буграх, расположенных на границе, и так же устраивали там вечеринки.
Похожие мотивы встречаются и в поверьях румын Буковины. Румынские ведьмы в полночь напротив Юрия выбирались наружу через дымоход и отправлялись к месту ежегодного сборища верхом на кочерге, підсобляючи себе метлой. Для шабаша, на который собирались колдуньи из всех близлежащих сел, выбирали место, где сходятся готарі. Собравшись вместе, ведьмы танцевали в воздухе.
Как показывают проведенные нами опросы, в надднестрянский селах Буковины кое-где еще и до сих пор бытуют поверья о способность ведьм летать в ночь напротив Юрия. Мол, местные ведьмы вылетают в свое путешествие в юріївську ночь через дымоход и таким же путем могут проникнуть к той квартире, жильцы которой не позаботились о магическую защиту в течение ведьмовской поры.
Календарные предания и поверья о том, как ведьмы готовили свои магические средства и колдовали на межевые праздники, продолжают бытовать и в наше время в разных уголках региона. Собранный нами во время экспедиций полевой материал позволяет дополнить интересными штрихами картину ведьмовской магии, изображенную этнографами классического периода. Среди магических манипуляций, к которым прибегают ведьмы для отбирания молока у чужих коров, фигурируют уборки трав на пределах, обход пастбища с дійницею или веревкой и т.д. Характерно, что зафиксированные нами поверья связываются преимущественно с праздником Юрия. Как следует из рассказов старожилов надднестрянский сел на Сокирянщини: «Те, что молоко отбирают, до восхода солнца на Юрия собирают из девяти пределов такую траву и что-то шепчут. По сообщению інформаторки с с. Зарожаны на Хотинщине, ведьма прибегала к колдовству обычно на рассвете на Юрия. При этом она имела распущенные волосы, была в одной рубашке и босая, а к левой ноге привязана веревка. В таком виде колдунья трижды обходила толоку, где пасся скот. После этого возвращалась домой и вешала магическую веревку на гвоздь, и из нее скапувало молоко от всех коров, которые были на пастбище. Такие манипуляции ведьма повторяла в среду и пятницу в течение следующих недель после праздника.
У гуцулов главные действа вечера накануне праздника сосредоточивались вокруг ритуальной юріївської костра, которую наделяли особой магической силою. ее раскладывали в основном арв воротах или на загоне, где ночевала скотина (то есть, крупный рогатый скот), иногда на огороде. До сухого хвороста пытались как можно больше докинуть гіллячок колючего боярышника, для того, «чтобы сглаз маржини не чіпалися, как боярышника не трогается ничего».
А зажигая огонь, приговаривали: «Господи, дай только много маржини, сколько будет пепла с этой костра!» Как поднимался дым, гадали за его направлением, потому что «с той стороны придет скотина». Когда костер пригасало, через грань перегоняли скот - «чтобы такая остра была, как ватра». Гуцулы искренне верили, что огнем можно отпугнуть от загона со скотом ведьм. Магическими свойствами наделяли и пепел с юріївської костра: его рассевали по области с сенокосами, чтобы коровы и овцы от потребленного с того места сена «давали много молока, прытко множились, шумно катились».
Одним из самых распространенных защитных средств «от ведьмы, чтобы не воровала молоко» на Буковине издавна считались дернины - кецки, кіцки, с зеленой травой, которые выкладывали по две при каждых дверях, воротах и колодцы. Этот обычай, зафиксированный этнографами более ста лет назад, сохранилась по наших селах и сегодня. Кроме кіцок, еще обкладывают дом терном. А еще в древности накануне Юрия буковинцы рисовали дегтем крестики на дверях всех хозяйственных помещений, а вход в конюшни с коровой закладывали боронами, чтобы «не отбирали ведьмы манну».
В буковинских селах над Черемошем, где обычай первого выгона на Юрия задержался до нашего времени, корову выгоняют из конюшни святой бечкою и прогоняют через ворота, затичені терном. Этими предохранительными средствами надеются отогнать ведьму, чтобы та не забрала молоко у коровы.
Действенным защитным средством считалось «посевание» свяченым маком. Это магическое действие выполняли «напротив Юрия», то есть накануне праздника, «посіваючи» все дворы и скот. Обряд моделировался по принципу имитационной магии, что ярко свидетельствует соответствующее примовляння. Так, на Буковинском Поднестровье поговаривали, что ведьма не станет коров доить, пока не визбирає тот мачок мелкий». В надднестрянский селах на Сокирянщини «задачи для ведьмы» несколько осложнялось - ей нужно было нагрести из рассыпанных зерен гору, что считалось невозможным: «Как горы не годен из мака нагрести, так чтобы ничего не способен был сделать».
Вообще, праздник Юрия служило пограничной вехой в земледельческом календаре украинцев. Так, в надднестрянский деревнях считалось, что после этого дня уже не годится сеять лук и свеклу. Кто же не справился заблаговременно, то мог хотя бы прикопать овощи накануне праздника.