ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Дополнительная биография
Иван Семенович Левицкий
(литературные псевдонимы - И. Нечуй-Левицкий, И. Нечуй т.д) родился 25
ноября 1838г. в г. Стеблевые Киевской губ. Каневского уезда (ныне -
Черкасская обл.,
Корсунь-Шевченковский район). С детства интересовался обычаями и бытом крестьян,
познавал сокровища украинского фольклора и поэзии Шевченко, что впоследствии ярко
отразилось в его творчестве.
Учился Нечуй-Левицкий в
Богуславском училище (1848 - 1852), затем в Киевской семинарии (1853 - 1859)
и Киевской духовной академии (1861 - 1865). Перед ним открывалась духовная
карьера, но юный магистр богословия решительно от нее отказался и, порывая с
семейными традициями, преподавал русский язык, литературу, историю, географию,
логику в Полтавской семинарии (1865 - 1866), гимназиях Калиша, Седлеця (1866 -
1873), Кишинева (1873
- 1884). 1885 год писатель вышел в отставку, поселился в Киеве и, ведя
довольно замкнутую жизнь, полностью отдался литературной работе.
Вступив на литературную ниву в
60-е гг. XIX ст.,
Нечуй-Левицкий сразу привлек к себе внимание читателей и критики. Уже первые
его произведения - “Две московки” (1868) и “Рыбак Панас Круть” (1868), повесть
“Прицепа” (1869) - отличались новизной характеров, яркостью красок.
После первых шагов писателя,
свидетельствовали о появлении сильного, молодого таланта на поприще украинской прозы,
выходят из печати его новые, развернутые полотна. В 70-е гг. художник создает
классические произведения из народной жизни: “нельзя бабе Параске вдержатись на селе”
(1874), “Благословите бабе Палажці скоропостижно умереть” (1875), “Николай Джеря”
(1878), “Кайдашева семья” (1879), “Бурлачка” (1880).
В последующие годы, хотя творческий пульс
писателя несколько слабеет, он создает ряд интересных, выдающихся произведений (“Старые
бездельники”, 1897; “Чертовское искушение”, 1885; “Не тот стал”, 1896; “Сельская
старшина пирует”, напечатано в 1911г.). Отдельно стоит сказка “Обиженные и
нескривджені” (1892), где писатель в фантастических образах показывает противоречия
между народом и самодержавием.
Богатые наблюдения быта, морали
и нравов духовенства нашли полнокровное воплощение в большой повести
Нечуя-Левицкого “Старосветские батюшки и матушки” (1884г. напечатана в “Киевской
старине” в
русском переводе, в 1888г. - в журнале “Заря” на языке оригинала).
Если в “Старосветских батечках...”
юмор и сатира сочетаются с легкой грустью, то в последующих повестях и рассказах -
“Афонский проходимец” (1890), “Между врагами” (1893), “Киевские просители”
(1901, напечатанная в 1905г.) - на первый план в рисунках характеров выступает авторский
сарказм.
Взгляд писателя неоднократно
обращается к образованным кругам, к украинской интеллигенции. Разнообразные типы
людей этой общественной группы, их идейные стремления, споры возникают в романах
“Облака” (1874) и “Над Черным морем” (1890), а также в произведениях других прозаических
жанров (“Сумасбродка”, “Неодинаковыми тропами”, “Гастроли”, “На гастролях в
Микитянах”, “Удивительный похороны”).
Не только современность, но и страницы
украинской истории нашли отражение в произведениях Нечуй-Левицкого, принадлежащих
до разных жанров: сказка “Запорожцы” (1873), повести и научно-популярные очерки
(“Гетман Иван Выговский”, “Первые киевские князья”, “Татары и Литва на
Украине”, “Уния и Петро Могила”, “Украинский гетман Богдан Хмельницкий и
казачество” и др.). Среди исторических художественных произведений писателя первое место
занимает роман “Князь Иеремия Вишневецкий” (1897, впервые напечатано в 1932г.). Образы прошлого Украины
Нечуй-Левицкий воспроизводил и в драматических произведениях (“Маруся Богуславка”, 1875;
“В дыму и пламени”, 1911).
Писатель активно интересовался
развитием украинского искусства: театра, музыки, живописи (“Из Кишинева”, 1884; “В концерте”, 1887;
“Мария Заньковецкая, украинская артистка”, 1893, и др.).
Кроме упомянутых исторических драм перу
Нечуя-Левицкого принадлежат комедии из мещанского быта (“На Кожемяках”, 1875;
“Голодному и опята мясо”, 1887), которые содержат интересные характеристики типов
мещан, торговцев, мелких чиновников, их обычаев, морали и психологии. Наиболее
удачной является первая пьеса, которая в переработке. Старицкого под названием “За двумя
зайцами” приобрела большую сценічності и до сих пор живет в украинском театре.
В творческом наследии писателя есть
также литературно-критические и литературно-публицистические статьи. В известной статье
“Нынешнее литературное следования” (1878 - 1884) содержатся интересные размышления о
специфику художественного творчества и роль устной поэтической традиции в литературе.
В труде “Украинство на литературных
позвах с Московщиной” (1891) Нечуй-Левицкий достаточно определенно выражает
националистические взгляды на историю и культуру Украины.
Нечуєві-Левицкому принадлежит несколько
статей и рецензий о украинскую литературу. Они посвящены поэзии Шевченко
(“Сорок пятую годовщину смерти Шевченко”, “Кто такой Шевченко”), повести Д.
Яворницкого “Где люди, там и беда”, дают широкий обзор творчества классиков и
современных ему украинских поэтов и прозаиков от Шевченко к А. Крымского, В.
Самойленко и Б. Гринченко (“Украинская поэзия”). Немалый интерес имеет большое
статья “Украинская декаденщина” (напечатано впервые в 1968г.).
В годы империалистической войны.
Нечуй-Левицкий жил одиноким, голодным жизнью. В начале 1918г. в условиях кайзеровской
оккупации Киева писатель тяжело заболел, впоследствии попал к Дегтяревской
богадельни (дом для престарелых), где и кончил жизнь 2 апреля 1918г.