Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ВЕРОВАНИЯ, ПРАЗДНИКИ ДРЕВНИХ УКРАИНЦЕВ, УКРАИНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ

УКРАИНСКИЙ БЫТ

КТО В ПЕТРОВКУ СЕНА НЕ КОСИТ, ТО ЗИМОЙ У СОБАКИ ЕСТЬ ПРОСИТ (петрівчані песни)

Петрівчані песни поются на протяжении Петровки - пост перед праздником верховных апостолов Петра и Павла, что длится в зависимости от даты Пасхи от одного до пяти недель.
В эти дни происходит «похороны Ярилы». В Украине Ярило олицетворял плодородную силу весеннего солнца, он отвечал богу роста растительности, солнечного тепла, юношеского любви или соития. Наши предки представляли, что в это время Ярило ходил ночами по полям в белом Покрывале с венком маков и хмеля на голове, а в руках носил серп и созревшие колосья ржи и пшеницы. Перед Петровкой Ярило будто умирает - плодородная энергия земли и солнца, достигнув апогея, пошла на спад. Обряд похорон Ярилы знаменует переход от весны к лету. В первый понедельник Петровки делают соломенное чучело, одевают его и украшают зеленью. Ребята выносят его до леса или воды, оплакивая «доброе божество» и приговаривая: «Умер Ярило, Ярило умер! Нет Ярила, нет Ярила!». Когда же Ярила закопают или потопят, молодежь веселится, водит хороводы, поет веселых шуточных песен.
Существует также действо «гнать коршуна». Участвуют в нем молодые женщины (но не вдовицы и незамужние) с малыми детками. Они идут на выгон или в лес с различными блюдами, расстилают на траве платки-полотенца с едой и питьем, поют:
Ой, Шуляку, черная птица, к нам не летай,
Ой, Коршуна-Шулячиську, людей наших не пугай,
Ой, Шуляку, черная птица, кур наших не хватай!
Дай, Бог, нам здоровья,
Чтобы нас «черные птицы» не знали,
Чтобы куры-гуси водились,
Цыплята лупились,
А шуляки, «черные птицы» -
Терялись.
 
Во время Петрова поста юношеские игры сочетаются с пением так называемых петрівчаних песен, например:
Ой когда мы Петрвочки ожидали,
То мы ее в русую косу заплетали.
Теперь же мы Петрівочку проведем,
Мы же ее за русу косу розплетемо.
Уже тая Петрівочка проходит,
Зозуля в капусту скрывается.
 
Вообще, основной темой петрівчаних песен есть призывания хорошего урожая, хозяйственных успехов, а также любовь, брак, брачная жизнь. Мотивы труда здесь часто побочные: девушка грустит по поводу разлуки с милым, жалуется, что без его поддержки ей будет трудно жить и работать («...как же это ведерко донесу?».
 
***
До Петра кукушки да кувать, да кувать,
К осени девке да гулять, да гулять.
До Петра зозуля накувалася,
К осени девушка нагулялась.
Да никогда же мне да погулять.
Поведу свекорка да продавать.
Что с того свекра да семь кип дают,
За родного отца цены не сложат.
Да никогда же мне да погулять,
Поведу свекровь да продавать,
Что за ту свекровь да семь кип дают,
За родную мать цены не сложат.
 
***
Ой Петрівочка проходит,
Седая кукушка прячется,
Ой в садик под листочек,
Под крестообразный барвиночок,
Под пахучий васильочок,
Под зеленую дубраву,
Где парубочки собираются -
Там их скрипочки валяются;
Где девочки собираются -
Там васильочки валяются.