Наиболее ответственным после крещения считается обычай имя наречения. Это связано с убеждением, что удачно выбранное имя должно способствовать счастью и благосостоянию младенца, именно оно будет определять его судьбу.
Иногда говорят: забыть родную культуру - все равно что потерять свое имя. Это невосполнимая, ужасная потеря.
Славяне «стали славными от славления Богов» - так объясняется этноним (название этноса, народа) в Велесовой книге. Это общее имя для многих современных наций, которые происходят от древних славянских племен и народов. Неудивительно, следовательно, что среди собственных имен славян сохранилось всего с основой на слав-и Святослав, Ярослав, Мирослав, Мстислав, Вячеслав, Доброслав, Славомил, Славомир. Это также далеко не второстепенный факт для выяснения внутренней сущности славянства и славянского менталитета. Пожалуй, второе место по распространенности занимают имена на бог - и род-: Богдан, Богуслав, Боголюб, Богомил, Богумир, Богород, Божеслав, Божидар, Божимир, Божич, Божко, Божен, Богусь, Родак, Родомир, Родослав, Родик, Родько, Благород, Домород, Живород. Бог и Род - святые для украинца понятие...
Даже в некоторых современных украинских фамилиях до сих пор слышим отголоски древних, еще языческих имен богов и праздников: Велес, Волос, Леляк, Русаль, Перун, Керечун, Дажбогович, Прорицатель, Чортулинець, Ворожко, Дидух и др. Сейчас уже никого не удивляет, что типичными стали греческие, латинские, еврейские имена, немного реже скандинавские. Стало считаться нормальным явлением, что человек не имеет никакого представления о том, что же означает его имя собственное. Будто мы вместо имен носим порядковый номер, который для нас не имеет никакого значения...
Наши предки верили, например, что целители должны пользоваться в своих магических заклинаниях только настоящими родовыми именами людей, иначе их лечение будет неэффективным, потому что имя человека, переведенное на чужом языке, непонятное богам и духам, к которым обращается знахарь» Эта мудрость была издавна известна нашим предкам, ведь для славян слово было священным, потому что считалось не просто звуком, а особым состоянием мира и человека, когда возможно вести диалог с Богом (человека с космосом).
Именно сочетание слова и времени давало чудодейственные результаты их магии. Поэтому при рождении ребенка надо было внимательно слушать какой стороны мира, с леса, реки или с поля и др.), смотреть, под какими звездами (созвездиями) родился ребенок, а также учитывать много других примет, которые были важным средством познания (предвидение, предсказание) не просто будущей судьбы ребенка, но в первую очередь выяснения ЕГО внутренней сущности. При таком подходе к выбору имен обеспечивался порядок (духовный комфорт) человека и его имени, то есть имя не противоречило личностным характеристикам человека. Если имя выбрано правильно, человек никогда в дальнейшей своей жизни не должен почувствовать дискомфорт, связанный с ним.
Правильности выбора имени наши предки придавали огромное значение. Если после наречения (называния) ребенок плакал, или проявлял другие признаки недовольства, то считали, что имя выбрано неудачно, не соответствует природе новорожденного ребенка, может навредить ему в будущем. Обряды наречения ребенка считались обрядами высочайшего уровня святости, поэтому родители старательно готовились к ним. И до сих пор в народе существует немало поверий, связанных с названием детей. Так, на юге Украины считают, что выбирать имя новорожденному имеет самый младший член семьи (потому что дети еще не утратили природного связи с космосом), кое - где-наоборот, считают, что имя должна давать самый старший член семьи (как мудрейший). Привычное для нас сейчас слово «именины» означает именно обряд предоставление имени, который в старые времена назывался «наречением».
Среди имен языческой эпохи находим немало таких, которые указывают на особенности внешности (Белян, Боголип, Гожий, Гладишь, Здоровега, Красота, Украшение, Синеглазая, Светлана, Ясная); особенности характера (Безсон, Будило, Весельчак, Буян, Завид, Жадько, Забава, Лагода, Ладомира, Милоніга, Несмеяна, Услада, Шепетуха); время, место или погоду при рождении ребенка (Годовик - на новый год, Громовик - во время громобой, Гуляйвітер - в ветреную погоду, Дорога - в дороге, Дюдько - в стужу, Зажинок - перед началом жатвы, Квітан - в апреле, Новак - на мужчине, Озим - начале зимы, Снежана - во время снегопада, Полада - после весенних праздников Лады и т.д.); порядок рожденных в семье или количество детей (Первак, Одинец, Третьяк, Осмак).
Слово струится, как горный поток, плывет, как речная течение, льется, как дождевая ливень. Именно отсюда представление о сходстве речи и речной течения (сравним такие выражения, как «течение разговора», «разговор протекает», «плавная речь» и др.). Языковеды приходят к выводу, что старославянские «ричь» и «река» происходят из одного корня. Очень вероятно, что древнейшие обряды имя наречения первоначально осуществлялись возле воды. До нас дошла интересная письменное упоминание (Г. Дяченко) о обряд освящения ребенка, под которым следует понимать наречение с купелью и введения ребенка к вере (показ Богам): «Родился под вечер, а утрясь (утром) Божат забожил его в купели». Следовательно, человек, который, побожившись (присягнув), взяла на себя ответственность за воспитание чужого ребенка, в языческой религии наших предков называлась божат (то есть кум). Как видно, древний обряд освящения и наречения ребенка был связан с магическими заклинаниями над водой, должны осуществляться на рассвете, а также символической купелью ребенка, после чего совершался торжественный показ ребенка Богам - вынос на природу до Солнца-Даждьбога. Какими словами сопровождался этот обряд, нам остается только догадываться...
С принятием христианства обряд имя янаречення (известный также под названием «идти за именем» или «идти за молитвой») в основном происходил следующим образом. Баба-повитуха сама или с кумовьями или сами только кумовья шли с подарками (хлебом, пшеном и курицей) к священнику, чтобы получить имя. Причем оно обязательно должно содействовать счастью и благополучию новорожденного, а таким могло быть или имя святого, которого должны были отмечать в ближайшее время, или имя известного человека.
Обычай предоставления имени отражал и определенные нормы морали и обычного права, например, ребенку, который рождался вне брака, давали некрасивое имя. Такое имя давалось и в том случае, когда в церковь шли без подарков или когда семья новорожденного чем-то провинилась перед церковью или общиной. Иван Нечуй-Левицкий в повести «Николай Джеря» описал такую ситуацию: «Ту девушку звали Нимидорою. Поп был сердит на ее непослушных отца и давал его детям таких йменнів, что все люди на селе никак не могли убгати их себе в голову, а баба-повитуха никогда не могла донести в своей голове имя того домой и потеряла его на поповому пороге. Той девушке поп дал имя Минодора, а люди на селе звали ее Нимидорою».
Такие факты отмечали и этнографы. А. Малинка в труде «Родины и крестины» (1898) писал: «Имя ребенку обычно дается в честь святого, память которого празднуется в этот день; если имя попадается неудобное для произношения, то баба просит сменить его: «Ой, батюшка, дайте другое какое, а то я и сроду не донесу». И действительно, такие случаи, когда баба не в силах «донести» имени и перевирает его до неузнаваемости, не единичны, поэтому священникам и предписано давать более употребляемые среди народа имена».
Впрочем, красивое имя Молений было и выпросить у попа за определенное подношение. Если в какой-то семье умрет первый ребенок, вторая и третья, то следующей, которая родилась, обязательно предоставляли имя отца или матери, потому что верили, что только тогда ребенок будет кормиться, ведь ее будет защищать от смерти покровитель отца или матери. Пусть там как, но, вернувшись домой, баба-повитуха поздравляла родителей с именем и объявляла о дне крестин.
Напомним и такой обычай, когда человеку очень не везло в жизни, она делала попытку «обмануть судьбу», то есть меняла имя. Существует мнение, что и некрасивые, отпугивая имена выполняли роль оберега, защиты от ударов судьбы: Некрас, Крыл, Блуд, Гніваш, Безобраз т.д. Хотя могло быть и просто отрицательное имя или прозвище, владелец которого вполне заслуживал. Часто ребенок «программировалась» на жизненные победы, получая славные имена: Ратибор, Вог-невод, Святослав, Миролюб и др.
Помним, что имя человека, как часть ее сущности, с давних пор укрывалось от врага или просто незнакомого человека. Боялись, что, узнав имя, злой колдун может наслать болезнь, сглазить, а то и нанести вред самой жизни человека. Назвать свое имя - раскрыть тайну.
Недаром же жрецы, волхвы и другие служители славянских культов часто скрывали свои настоящие имена, которые были известны только узкому кругу посвященных, а остальные люди называли их другими (дубликатами имен) или эпитетами. Имена людей нуждаются в защите. Негативное влияние на имя вызывает вред носителю этого имени. Чтобы уничтожить чары недоброго слова, следует сплюнуть, к чему мы не раз обращаемся в реальной жизни. Как бы смешно это не выглядело сегодня, должны отметить, что слюна, как форма воды, издавна использовался в лечении многих болезней.
Только потеряв свое естественное ведение, люди отказались от таких архаичных средств. Эти природные инстинкты имеет весь животный мир: мать (кошка, собака или корова) облизывает своего малыша не только с гигиенической целью, но и охранительной. Слюна нейтрализует злую энергию недобрых пожеланий, зло, вызванное словом.
Сегодня мы больше руководствуемся обычными своими предпочтениями, но в большинстве случаев выбираем имя таки с оглядкой на своих родителей, дедов, прадедов. И для кого процесс выбора имени своему малышу настолько важный и непростой, что затягивается надолго. Мало кто обращается к служителям Церкви, чтобы Бог избрал его имя младенцу, но почти все мы знаем имя своей святой покровительницы (покровителя), часто определенным образом отмечаем день именин - день Натальи, Татьяны, Елены и т.д...
Велесова книга напоминает нам: «Будете сынами своих Богов, и сила их пребудет с вами до конца». Не следует забывать, что и обычаи наречения славянских детей является ничем иным как обрядами сочетание с нашими богами, то есть привлечение к святыням наших прародителей. Ведь собственное имя - не пустой звук: в нем память поколений, неоценима и неистребимая наследие прошлого, без которого мы не будем иметь будущего.