Поминки - система обычаев, связанных с почитанием умершего и всех предков. Они делятся на две группы: родовые и вселенские. Первые посвящаются памяти близких, вторые - чествованию умерших вообще (эти дни определены народным или церковным календарем).
В родовых поминок, кроме упомянутого выше обычая «будить покойника», принадлежат трети, девять дней, сорок дней и годовщину - чествования умершего в соответствующие ритуальные дни, а также Русальная Пасха - специальный день (четверг перед Троицей) поминовения «нечистых» покойников (самоубийц, утопленников, умерших некрещеных детей).
Празднования отдельных поминальных дней связывается с народными мировоззренческими представлениями о жизни и смерти.
Итак, считается, что на третий день тело покидает душа, на девятый - дух, на сороковой же день тело перестает существовать. Богословы же эту символику трактуют иначе: цифра три, по их мнению, связана с верой в Троицу (Отца, Сына и Святого Духа); девять - с приобщением умершего до девяти чинов ангелов; сорок - с библейскими сюжетами, в частности с сорокаденними странствиями Иисуса Христа.
Каждые родовые поминки устраиваются по единому сценарию и включают три основных действия: заупокойную Мессу, поминальную трапезу и посещение могилы. Как и на похоронах, на поминках придерживаются традиционных обычаев оставлять на подоконнике стакан водки с краюхой хлеба и готовить ритуальную кутью (коливо, канун). Единственным исключением из устоявшегося сценария есть обычай выпекания из теста на сороковой день после смерти так называемой лесенки - символа восхождения умершего на небо.
Посещение могут также включать ритуальную трапезу возле покойного, но, кроме нее, еще и причитания - символ дань уважения умершему.
До вселенских поминок относятся такие основные дни, как родительські субботы, что имеют место перед Масленицей и Троицей, Рождественский ужин (25 декабря), Пасха, проводы, устраиваются в начале Фоминого недели (второй понедельник после Пасхи).
Кроме названных дней, усопших поминают в день Усечение главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября) и в Дмитриевскую субботу (26 октября).
Сегодня в эти дни люди семьями идут до кладбищ - убирают могилы, устраивают ритуальное прощание, оставляют блюда, цветы и стебли «татарского зелья», которым издавна украшали не только могилы, но и собственное жилище в клечану субботу.