Выбор такого места является одним из важнейших обрядов, связанных с народным жильем, поскольку от этого шага зависит все будущее жизни в доме: будет оно полно тепла и комфорта станет притягивать разные несчастья и неудачи.
При решении этого вопроса принимают во внимание много различных факторов: удаленность жилья от определенных важных для человека мест, рельеф усадьбы, расположение дома относительно сторон света и т.д. Казалось бы, это пережиток прошлого - возможно, забросят нам современные прагматики, но каждый, видимо, на собственном опыте убедился, что в одном доме чувствует себя спокойно и уравновешенно, в другом чувствуешь какую-то необъяснимую тревогу, на одном-месте спится сладко, в другом могут присниться кошмары. Именно поэтому мы обычно так серьезно и долго решаемся на окончательный выбор.
Украинец для нового жилья пытается найти такое место, духовно чистое, что должно удовлетворять целому ряду требований, в частности: чтобы огород за домом и хозяйственными постройками выходил к реке, пруду, на долину; чтобы это место было по возможности на целине, где земля «спокойная»; на холме, где нет влаги; там, где утром не бывает росы; где не растут деревья; где когда-то была в семье согласие и не умирали дети; где можно удачно разместить хозяйственные постройки; где есть удобный подъезд; вход в дом должен быть с южной стороны или с востока. Счастливым местом считается то, на которое с удовольствием ложится отдыхать скот.
Итак, при выборе места для будущего дома существует или мало запретов. Так, нельзя строить новый дом: по размерам меньше старой (чтобы не уменьшилась семья); на месте старой; на усадьбе семьи, где были пьяницы, воры и т.п.; там, где люди вымерли от эпидемии; где часто болели; где были ссоры и развода; где были захоронения (кладбище), особенно самоубийц; где раньше была церковь или какое-то другое святое место;
где когда молотили (ибо будут черти молотить); на пустырях, выгонах, мочарах, на распутье, на перекрестке дорог и на границе; там, где хата разделяла участок земли ровно пополам; на тропах, дорогах и корягах; на камнях и болотах; там, где росло дерево, а особенно бузина, терн, груша и калина; где был погреб или какие-то ямы; где был хлев или конюшня; где была свалка, гноярка, место, куда выливали помои; где скупчувалась дождевая вода; где был дом, который сгорел от удара молнии, рядом с местом, где проживали недобрые соседи (украинцы при застройке
всегда отдавали предпочтение хорошим соседям, общение с которыми считается не менее важным, чем с близкими родственниками). Не следует строить дом на участке земли, на которую претендуют несколько семей, даже если в конечном итоге победа за вами: жизнь в таком доме будет сопровождаться постоянными ссорами.
Итак, народный принцип такой застройки: дом ставится на «чистоту» и для «чистого».
Подчеркнем, что особенно важным является то, чтобы не строить дома на месте, где жила семья, в которой случилось несчастье. Такое место считается несчастливым и не обещает спокойной жизни будущим хозяевам дома. Если по какой-то причине здесь погибла целая семья, то такое место вообще обходят стороной, ведь на нем длительное время будет лежать отпечаток смерти.
Предостерегайтесь строить жилье и на том месте, где некогда было совершено ужасное преступление, то есть это место осквернили: проклятие будет преследовать вас и вашу семью. К этому можно относиться по-разному - смеяться с этих народных предрассудков или же откровенно верить в них, но народ лишнее и неуместное не скажет...
Раньше (а кое-где и сейчас), чтобы определить место для нового дома, ходили к гадалкам. В некоторых случаях на этом месте сеяли рожь: если оно росло хорошо, то считалось, что и место хорошее.
Проверка правильности выбранного места заключается в дальнейшем уточнении размещения дома на одной из наиболее пригодных участков. Для этого осуществляется такой обряд: под каждым углом будущего жилья забивают деревянные колья или же кладут камни, у которых после захода солнца втайне от чужих глаз насыпают определенное количество зерен ржи или пшеницы: 27, 30, 33, 36, 39 т.д. Одновременно посередине будущего жилья на столике или стуле, застеленной вышитым полотенцем, кладут крест (его потом, при возведении дома, переносят на покутный столб), хлеб, соль и оставляют какую-нибудь сосуд с водой.
Иногда для большей достоверности воду ставят возле каждого колышка или камешка. На следующее утро до восхода солнца проверяют, в каком состоянии находятся хлеб, зерна, соль и вода. Если все остается незатронутым, а количество воды даже увеличится, то это хороший признак. Такой обряд иногда повторяют две-три ночи подряд.
Бытует также обряд с использованием металлической или глиняной посуды (сковорода, горшок и т.п.). Под такую посуду вечером кладут клок шерсти, а утром проверяют, не увлажнилась она. Если так, то и жилье будет влажным и строить его в этом месте нежелательно.
Считается, что все указанные магические обряды должны выполнять только мужчины, хотя этой традиции мало кто придерживается.
Несмотря на все те признаки, по которым не желательно выбирать место для дома, традиционная культура украинцев содержит ритуалы, которые направлены на обеспечение очистки как «нечистого» места, так и уже построенного дома. Прибегали к магическим действиям, представляя землю живым существом, и соответственно до этого делали все, чтобы она «успокоилась»: на ней ничего нельзя сеять, строить и даже ходить. На каком-то этапе, продолжая использовать все эти магические действия, место под застройку начали освящать, приглашая для этого священнослужителей.
Строишь под полный месяц, то и у кати будет полно (время создания жилья)
Удачное время создания - это один из важнейших факторов, который непосредственно влияет на успешность строительства и дальнейшая жизнь в доме. Считается, что сверху все видно, и того, кто берется за строительство, будет наказан за каждый запрещенный шаг. Поэтому ни в коем случае, к примеру, нельзя допускать, чтобы на время основания пришелся посвящен кому-то из святых мучеников день, ибо дело не будет завершено по каким-то причинам. Закладывать новый дом принято весной или летом. Нежелательно начинать в понедельник, среду и пятницу: это тяжелые дни, в которые вообще не следует начинать никакого дела. Что же касается субботы, то считается, что, начав дело этого дня, сможешь продвигать ее только по субботам. Воскресенье - святой выходной. Лучше всего начинать тогда, когда полнолуние. Нежелательно начинать строительство в високосный год и на праздники. После создания уже можно работать все дни, кроме воскресенья, праздников и постов (Петровка, Спасовка).
Строительной жертвы не минуешь (заложение)
Следует отметить, что строителей выбирают очень тщательно. Это должны быть не только специалисты своего дела, но и люди, за которыми нет глупого: их прошлое, поведение, нрав должны демонстрировать принадлежность к категории порядочных, честных и открытых. Лучше всего договариваться с теми строителями, которых порекомендовал хороший знакомый или родственник. Это уже половина успеха. К тому же они должны быть знакомы с народными обычаями и запретами относительно строительства. Обращаться с мастерами следует вежливо, всячески ублажать, чтобы не разозлить и не «заложил» бы в дом какое-то зло. Строителей щедро угощают.
Когда выбрали место и время для создания, ударили по рукам со строителями, можно приступать к работе. На рассвете в центре будущего жилья, перед местом, где должна быть печь, ставят стул, застеленный полотенцем, на котором лежат крест, букет цветов, хлеб, соль, чашка воды или вина и деньги. Старший мастер берет полотенце с хлебом, целует его, говоря: «Господи, помоги», и начинает работу. Полотенце и деньги мастер забирает себе.
Начинают обычно с изготовления креста, который с ходом строительства постепенно поднимается к вершине крыши (по окончании его навсегда прибивают на чердаке).
Кроме того, во время закладки и возведении нового дома накрест деревья не кладут, потому что вскоре будет в доме мертвец. Чтобы дом стоял долго, первый камень или какой-то другой жертвенный атрибут закладывают тогда, когда пролетит ворон.
Когда жертвой для создания была курица, которой отрубали голову на пороге дома и закапывали под фундамент. Считалось, что тем самым лишали смерти кого-то из семьи и особенно того, кто первым входил в новой хаты. Позже под первый камень фундамента начали просто бросать деньги (чтобы они не переводились в доме), а магический ритуал закладки ограничился до того, что просто во время новоселья начали первыми впускать к новопостроенному дому кого-то из животных: петуха или кошку, особенно черной масти. Случалось и так, что глубокие старцы, устав от жизни, сами входили первыми в новопостроенный дом.
Мелкие деньги, зерно, хлеб, вино, травы, цветы, травы, чеснок, овечью шерсть, лампадки, иконки, ладан, освященную воду, просфоры и другие жертвенные атрибуты (как и первый камень, первый кол, глиняные вальки и другие строительные материалы) обязательно закладывают хозяева будущего жилья. Жертвенные атрибуты закладываются под все четыре угла жилья, а кое - где-только под один так называемый красный угол, который, как правило, расположен на востоке.
Дальше время для дани занимаемой природе и добрым духам, которые должны стать опекунами нового жилья: родственников, соседей и строителей приглашают на обед на месте будущего жилья. По обычаю, хозяин наливает рюмку водки или вина и сначала выпивает сам, спасибо всем, что пришли, а потом подносит каждому по очереди, начиная с того конца, откуда солнце восходит. Пообедав, гости расходятся, а мастера продолжают работу. Время гости помогают, когда надо сделать все быстрее.
Сволок - это дом домашнего божества. Его особенно украшают, украшая обереговим травами и цветами, закладывают под него освященные в церкви вещи, деньги, шерсть, соль и др. Как только сволок установлено, мастер прибивает к нему крест и цветы, а хозяин - кожух, чтобы в доме тепло было; скатерть, чтобы в доме был порядок и чистота; платок с хлебом и солью, чтобы хата была богата пирогами.
Конец - делу венец (обряд «цветок»)
Он знаменует собой завершение строительства. Центральным атрибутом является так называемая «цветок» - крест, украшенный полотенцем, ржаными колосками и цветами и прикреплен на гребне крыши. Она служит не только как знак окончания работ, но и является символом духовного очищения жилища.
В конце строительства следует обязательно оставить отверстие в крыше над сенями и выждать, пока все зло вылетит. За несколько дней отверстие закрывают. Кроме того, после постройки дома в течение года нельзя белить все здание, а оставить хотя бы небольшой клочок, скрытый от глаз чужих людей, которые могут навлечь беду.
Обряды на окончание строительства считаются очень важными, поскольку окончательно закрепляют атмосферу, которая будет царить в доме и непосредственно определять самочувствие жителей, влияя на здоровье, отношения в семье, жизни в целом. Сегодня только на селе придерживаются этого обычая, и то не везде. Может, именно поэтому современный человек часто испытывает дискомфорт, одиночество? Может, именно этому стали модными слова «депрессия» и «мигрень»? Ведь в спешно построенном доме человек не отдыхает душевно, не восстанавливает потраченные за день силы и энергию...
Хорошо тому, кто уже в своем дома (новоселье, новоселье)
Сначала ко двору запускают петуха: где петух, там другая живность будет проводиться, коровы будут хорошо доиться.
В дом первой пускают кошку (иногда черного кота), поскольку она первой встречает хозяина на том свете, а также потому, что тот, кто первым войдет в новый дом, умрет в течение года. Хозяин ночью в старом доме кланяется на все четыре стороны и просит домового пойти к новому дому. А в новом доме на чердаке уже должно быть приготовлено угощение - краюха хлеба с солью и кружка водки. Иногда домового символически переносят в лапти, положив туда шило и уголек. Или же его призывают в мешок или горшок с кашей и переносят к новому жилью. Время перехода разный в разных местностях: это и «ровно в полдень», и «как можно раньше перед восходом солнца», причем в коем случае не в понедельник или субботу и не в период Поста. Переезжают и темной ночью, чтобы «хозяина не заметила нечистая сила».
Хозяин вносит в дом икону, а хозяйка - ухват и кочергу, ими крестят все углы, чтобы насекомые не водились. Далее следует прочитать «Отче наш» и поставить икону святого угла. Далее вносят хлеб на вышитом полотенце и соль, миску с рожью, пшеницей, мелкими деньгами и бутылку водки, и хозяин просит достатка в новом доме.
В дом входят по старшинству: кто раньше войдет, тот раньше и умрет, и это должно быть естественно.
Особое значение придают первому зажиганию печи. Если огонь горит ясно, то в новом доме будет весело, если дым пошел в дом, то не избежать споров.
Дальше время для первого в новом жилище обеда. Этот акт символизирует восстановление того строя, который господствовал в старом доме.
Если в дом переселяются молодые, которые только поженились, то, выйдя на улицу с хлебом и солью на вышитом рушнике, старший в семье (председатель) благословляет детей на счастливую жизнь в новом доме. Молодые хозяева берутся за концы полотенца, и он приводит их к новому жилью. За ними заходят родственники и соседи, пожилая женщина посыпает всех зерном и мелкими деньгами, желая счастья в новом доме.
После этого все дарят подарки и садятся за столы, а молодые хозяева угощают гостей. Новоселье заканчивается пением и танцами (принято сначала петь обрядовых песен и только потом обычных).
Сегодня часто приглашают священника освятить жилище. Хорошей приметой является, если он что-то забудет в доме и вернется по это.
Гости, кстати, по народному обычаю, должны четко знать, кто что дарит. Так, родители новоселов несут подушки, родственники и соседи - узелками с рожью, хлеб, соль, посуда, ножи, ложки (старый посуда в новом доме категорически запрещается). На новоселье хозяин обязательно режет барана или свинью, если держит хозяйство. В далеком прошлом первым в дом даже вводили коня, видимо, для того, чтобы засвидетельствовать, что хата добротная, крепкая и большая по размерам.
Новоселье - это центральное событие. Но, к сожалению, сегодня от этого яркого когда обряда остается все меньше, обычно отдельные детали, не требующие каких-то усилий. Бытуют интересные обычаи, связанные с жильем не на всей территории нашей страны - в основном среди сельского населения. Но в того, кто хоть раз примет участие в таком действе, обязательно останутся яркие и незабываемые впечатления.