Тенденциозность в литературе (лат. tendentia, от tendo - стараюсь, направляюсь) - идейная направленность литературно-художественных произведений, которую писатель сознательно воплощает в систему созданных для этого образов. Социальная и национальная ангажированность являются конкретными проявлениями Т., которая вытекает из аксіологічної (ценностной) природы искусства. Следовательно, проблемой для исследователя не является признание или непризнание Т., а способ ее художественной реализации. Франко, например, различал Т. литературы и идейность как органическое качество художественно-образного мышления. По его мнению, "тенденциозный поэт исходит от какой-то социальной, или политической, или вообще теоретической тезисы, которую ему хочется высказать, расширить между людьми. Вместо умственных аргументов он подбирает для нее какие-то поэтические образы, словно иллюстрации из печатного текста" (и. Франко. Собр. соч. в 50 т. - Т.31. - С.273). Сам Франко, хоть и был мастером идейно-наснаженої поэзии, сторонником литературы высокого гражданского звучания, признавая необходимость тенденциозной поэзии, невысоко ценил ее. "Тенденциозный поэт, - утверждал он, - может быть знаменитым виртуозом поэтической техники, и однако его произведение блестит, но не греет, значит, не постигает того, что должна постичь правдивая поэзия" (там же). Эволюция творчества п. тычины, м. рыльского и многих других украинских поэтов в советское время подтверждает справедливость этих слов (см.: Идейность литературы, Ангажированная литература, "Артистическая красота").
|
|