Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Ангажированная литература (фр. litterature engagee, от engager - приглашать, нанимать) - литература, проникнутая пафосом общественно-политической, гражданской или национальной проблематики. З.л. - проявление социальной ответственности художника за результаты своего творчества. Идею заангажированности лица в обществе выдвинули персоналісти еще в 20-30-х XX ст., что касается художественной литературы ее применили экзистенциалисты после 2-й мировой войны (в частности Ж.-П.Сартр). На основе объективной обусловленности литературы общественной жизнью возникла так называемая ленинская теория партийности литературы, которая в условиях тоталитарного общества практически превратилась в заангажированности, приводя к фальсификации жизни, к продуцирования произведений по заранее сконструированными нормами, канонами (метод социалистического реализма). Возникло расхождение между теорией и художественной практикой, которая или не соответствовала теории и поэтому критиковалась, или, отвечая теории, не давала эстетических ценностей. Концепция З.л. не предусматривала подчиненности литературы определенной партии или в связи с какой-то одной идеологией. Речь шла о том, чтобы писатель чувствовал свою причастность к миру, свою долю ответственности за его судьбу. Такая концепция не связывала художественную литературу с одним литературным направлением или стилевым течением, по крайней мере, не реализовалась в одном из стилевых образований. Срок З.л. отбивал традиционное понимание тенденциозности литературы, ее общественного назначения. Подобные взгляды на литературу приобретали особое распространение в период национально-освободительной борьбы угнетенных народов за свою независимость. В этом смысле понятна высокая общественная ангажированность новой украинской литературы XIX - начала XX вв. Такая "самозаангажованість литературы" предопределяла утверждение молодого Франко в 1878, литературы, которая стоит свыше партиями, "никогда не было". Особое значение придавали З.л. народники (с. ефремов и др.), противопоставляя критерий правды критерия красоты. Конструктивное решение этой проблемы предложили представители "пражской школы", актуальна она была для Стены, шестидесятников и др.