Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ

(1864 - 1915)



МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ

Дополнительная биография

Михаил Михайлович Коцюбинский родился 17 сентября 1864г. в г. Виннице в семье мелкого чиновника. Детство и юность будущего писателя прошли в городках и селах Подолья, куда переводили отца по службе. Образование получал в Барской начальной школе (1875 - 1876) и Шаргородском духовном училище (1876 - 1880).

Коцюбинский начал пробовать свои силы в литературе рано, брался за поэзию, переводы, очерки, и быстро главным полем его писательской деятельности, настоящим призванием становится художественная проза. С первых попыток Коцюбинского-прозаика до нас дошли рассказы “Андрей Соловійко, или Вченіє мир, а невченіє тьма” (1884), “21-го декабря, введение” (1885), “Дядя и тетя” (1885).

Печататься Коцюбинский начал в 1890г. - львовский детский журнал “Звонок” опубликовал его стихотворение “Наша хатка”. В этом же году он побывал во Львове, установив творческие контакты с местными литераторами и издателями, в частности Франком. Поездка положила начало постоянному сотрудничеству Коцюбинского в западноукраинских изданиях. В начале 1891г. он едет в с. Лопатинцы на Виннитчине, где совмещает работу домашнего учителя в семье местного служащего с углубленным изучением жизнь села, народного языка, культуры и начинает серьезную литературный труд. За один 1891 год из-под его пера выходят рассказы “Харитя”, “Елка”, “П'ятизлотник”, повесть “На веру”, стихотворная сказка “Завистливый брат”. Произведения привлекли внимание литературной общественности, показали, что в украинскую прозу пришел талантливый художник.

В начале 90-х гг. часть молодой украинской интеллигенции, перейнятої либерально-просветительскими идеями, образует организацию “Братство тарасовцев”, с участниками которой Коцюбинский некоторое время поддерживал связь. Эта связь отразилась на его творчестве. В сказке “Хо” (1894) Коцюбинский подносит значение либерально-просветительской деятельности.

Годы пребывания на Коцюбинского правительственной службе в Молдавии и Крыму дали жизненный материал для его произведений “Для общего добра” (1895), “Пе-коптьор” (1896), “Посол от черного царя” (1897), “Ведьма” (1898), “В сетях шайтана” (1899), “Дорогой ценой” (1901), “На камне” (1902), “В грешный мир”, “Под минаретами” (1904). Одним из свидетельств того, что Коцюбинский своими произведениями молдавско-крымского цикла выходил за пределы локальных проблем, является то, что его повесть “Для общего добра” была напечатана в переводе на русском языке в журнале “Жизнь” (1899, кн. 12).

Богата творческими достижениями пятилетняя служба в філоксерній комиссии стала периодом интенсивного роста писателя Оставив работу в комиссии, он после безуспешной попытки устроиться на работу в Чернигове, где жила семья, едет в Житомир и занимает различные должности в редакции местной газеты “Волынь”. В начале 1898г. Коцюбинский наконец достает работу в черниговском земстве.

Важным моментом идейно-художественной эволюции Коцюбинского был рассказ “Куколка” (1901). В “Куколке” Коцюбинский предстает выдающимся мастером психологического анализа. Сосредоточение внимания на психологических коллизиях становится определяющей чертой творчества Коцюбинского.

Несколько особняком в творчестве Коцюбинского стоят произведения на темы из прошлого украинского народа - “На крыльях песни” (1895) и “Дорогой ценой” (1901). Их объединяет романтично-возвышенная, героическая тональность.

Новелла “Цвет яблони” была в украинской литературе новаторской по теме: поднималась проблема отношения писателя к действительности, говорилось, что художник при любых обстоятельствах не может забывать о своем гражданско-профессиональный долг, должен болеть чужим горем, как своим собственным.

К теме “Цвета яблони” Коцюбинский возвращается еще не раз (цикл миниатюр “Из глубины”, поэзия в прозе “Память души”, незавершенный произведение “Паутина”, новеллы “Intermezzo” и “Сон”). Выраженное в этих произведениях идейно-художественное кредо декларируется и в письме-воззвании М. Коцюбинского и М. Чернявского 1903г. до украинских писателей. Последующее развитие украинской литературы Коцюбинский видел в расширении ее тематических и идейных горизонтов, поисковые новых художественных форм.

В пятилетие перед революцией 1905 - 1907 гг. Коцюбинский написал и опубликовал рассказ “Fata morgana (Киевская старина, 1904), в котором уловил те главные сдвиги в сознании крестьянства и новые тенденции в эволюции социальной психологии села, которые в полную силу проявились во время революции. Революция окончательно открыла миру новое село, а Коцюбинский без каких-либо вмешательство в текст повествования продолжил его как вторую часть повести. Вторая часть повести “Fata morgana” (опубликована в апрельском номере “Литературно-научного вестника” за 1910г.) принадлежит к наиболее творческих достижений Коцюбинского, связанных с событиями первой русской революции.

Ведущим жанром малой прозы Коцюбинского после 1901г. становится социально-психологическая новелла.

В 1906 - 1912 гг. кроме второй части “Fata morgana” М. Коцюбинский создает новеллы “Смех”, “Он идет” (1906), “Неизвестный”, “Intermezzo”, “В дороге” (1907), “Persona grata, “Как мы ездили к Колодцу” (1908), “Дебют” (1909), “Сон”, “Письмо” (1911), “Подарок на именины”, “Кони не виноваты”, образки-этюды “Хвала жизни!”, “На острове” (1912), а также повесть “Тени забытых предков” (1911).

Во время поездок на остров Капри писатель часто встречался с Горьким, зимой 1911 - 1912 гг. даже жил у него и написал там “Кони не виноваты” и “Подарок на именины”.

Художественные очерки “Хвала жизни!” и “На острове”, написанные летом 1912г., - последние произведения Г. Коцюбинского. Пафосом торжества жизни над смертью пронизан очерк “Хвала жизни!”. Лейтмотивом очерка “На острове” также является идея непрерывности, вечности человеческого бытия.

Коцюбинский побывал во многих экзотических местах - в Крыму, Бессарабии, на Гуцульщине и в Италии, его письма переполненные впечатлениями от природы этих краев. Коцюбинский поражал своих современников знанием естественных наук. Он проникал в тайны природы через научную литературу и собственные наблюдения. Это помогало ему глубже, по-философски воспринимать окружающий мир, лучше понять и точнее воспроизвести жизнь человека в органической связи со всем миром. Природа и человек сливаются в него в одно целое, стоят в одном поэтически-философском ряда.

Языковая практика Коцюбинского - один из ярких примеров широкого подхода к развитию литературного языка. Не отрицая веса различных стилей украинского литературного языка, слов-новообразований, оригинальных выражений, конструкций, он главным источником обогащения языка литературы считал общенародную разговор.

Творчество Коцюбинского служит художественным примером уже не одному поколению украинских писателей.