МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Родился Михаил Михайлович Коцюбинский 17 сентября 1864 года в Виннице в семье мелкого служащего. Воспитанием ребенка в основном занималась мать, «добрая, очень любящая, способна на самопожертвование...». Именно благодаря ее стараниям парень имел возможность приобщиться к образцам высокого искусства еще с юных лет. Она помогала ему сформировать хороший эстетический вкус, прививала «наклон всего хорошего и любовь и понимание природы». Азы образования Михаил постигал дома.
С 1875 года учился в Барской начальной школе, а в последующие пять лет - в Шаргородском духовном училище. Как вспоминал один из его ровесников, «Михаил Коцюбинский был тогда полнолицый, невысокого роста мальчик, с темными, немного вьющимися волосами, всегда нарядный и чисто одет. Учился он хорошо, был очень внимательный и старательный. Знал всегда лекции лучше нас всех, был вообще сосредоточен и серьезен не на свои лета. Учитель никогда не наказывал его - не бил линейкой по руке, не составлял колени, как это бывало с другими. К товарищам относился хорошо, ко всем одинаково внимательно, не различая среди них ни евреев, ни русских, ни поляков». Во время обучения в духовном училище парень не ограничивается изучением только обязательной программы. С особым увлечением он знакомится с творчеством Тараса Шевченко, Марка Вовчка, Генриха Гейне, Николая Гоголя, Александра Пушкина. Готовится к поступлению в университет. Но суровая проза действительности по-своему откорректировала те мечты. Болезнь матери, потеря работы отцом, забота меньшими детьми - все это заставило юношу рано уйти на свой хлеб. В течение 1882-1892 гг. Коцюбинский учительствует, дает частные уроки, занимается репетиторством для детей из состоятельных семей Виннице и окрестных сел. Познавая народную жизнь, он открывал и себя. Реалии жизни и богатое воображение побудили к творчеству.
В 1890 году во львовском журнале «Звонок» печатается его стихотворение «Наша хатка». А вскоре увидели свет рассказы «Харитя», «Елка», что явственно свидетельствовали о незаурядном таланте молодого автора. С 1892 года, по рекомендации известного библиографа М. Комарова, М. Коцюбинский работает в экспедиции, которая боролась с виноградной болезнью по селам Бессарабии. Среди рабочих філоксерних отрядов было немало украинских студентов из Киевского, Харьковского, Одесского университетов. Здесь писатель близко знакомится с членами подпольного общества «Братство тарасовцев», что создавалось с огромным желанием отстаивать право самобытности украинской нации «везде, где только возможно». Глубокие впечатления от жизни молдаван, а позже - и крымских татар легли в основу рассказов «Для общего добра», «На камне» и других.
С 1898 года писатель поселяется в древнем Чернигове, получив работу в земской управе. С 1900 по 1911 год работает в статистическом бюро губернского земства. Этот период жизни и творчества М. Коцюбинского особый. Вокруг него группируется черниговская интеллигенция, поощряемый и наснажена примером действенного жизни Михаила Михайловича.
В 1903 году как член Черниговской губернской ученой архивной комиссии он побывал в Полтаве на открытии памятника И. Котляревскому. Встречи с известными деятелями украинской культуры произвели на него сильное впечатление.
С 1899 года во Львове начинает выходить собрание его сочинений, завершено седьмым томом в 1913 году. В 1905 году М. Коцюбинский путешествует странами Центральной и Западной Европы, посещает Австрию, Германию, Италию, Швейцарию. После возвращения он много работает.
Последние годы жизни великого писателя отмечены резким ухудшением здоровья, обострением болезни сердца. С 1909 по 1912 Г. Коцюбинский трижды посещает Италию, куда выезжал на лечение. Там близко знакомится с Максимом Горьким, на вилле которого, на острове Капри, он жил. Летом 1910 года, возвращаясь из-за границы, М. Коцюбинский заехал в карпатское село Криворивню. Впечатления, которые охватили от знакомства с бытом, людьми, языком, традициями этой земли, заворожили его. Впоследствии он еще дважды приезжать в этот край, а свои впечатления увековечил замечательным произведением «Тени забытых предков» (1911 г.). Кажется, это были последние светлые и счастливые мгновения жизни, которое неустанно знесилювалося коварным недугом.
Ему не помогает лечение в университетской клинике Киева, и 25 апреля 1913 года пламенное сердце неповторимого мастера слова перестало биться. Похоронили Михаила Михайловича Коцюбинского на Болдиной горе в Чернигове, где он так любил отдыхать, любуясь красотой Придесенья.
Михаила Михайловича Коцюбинского современники часто называли солнцепоклонником. Знакомство с его творчеством наглядно подтверждает чрезвычайно тонкую и точную эту характеристику. Высокая художественность, впечатляющее богатство, светлая простота мысли и действительно словно пронизывают читателя живительным солнечным лучом, превознося и наснажуючи для добра и созидания. Его творчество незаметно, но неизбежно помогала человеку становиться человеком. Возможно, именно это и имел в виду, обобщая его значение как художника, М. Горький, когда писал: «...В нем кипит органическая брезгливость к дурному. В него тонко развитая эстетическая чуткость к хорошему, он любит добро любовью художника, верит в его победную силу, и в нем живет чувство гражданина, которому глубоко и всесторонне понятное культурное значение, историческая стоимость добра». Каких бы тем ни касался мудрый и требовательный писатель, они набирали особого, неповторимого звучания правды и красоты, что, в конечном итоге, будет означать конечное торжество жизни. Именно любовь к нему и побудила искать надежных путей до лучших, более свободных и радостных его проявлений.
Современники М. Коцюбинского с удивительным единодушием отмечали редкое совпадение между изысканным совершенством и красотой произведений и личностью автора. Словно иллюстрируя то утверждение, М. Лозинский писал: «Все знакомство с ним открывало новые грани его произведений, человек и великий дух взаимно дополнялись и сливались в прекрасную гармонию».
«Он был один из тех необычных людей, при первой же встрече с ними вызывают благостное чувство удовлетворения: именно этого человека ты давно ждал, именно для нее у тебя есть какие-то особые мысли!» - вспоминал о М. Коцюбинского М. Горький. Несомненно, так восприниматься может только человек, которого несмотря на все ее достоинства были наделены главным природным даром - любовью к людям.
Художник по призванию, М. Коцюбинский мечтал создать летопись добра. Но в эпоху жестокости писатель вынужден был творить летопись всенародного горя, лишений и испытаний. И надежда, как и мечта, не покидала писателя. Светлое и твердое убеждение в неизбежном исполнение лучшей судьбы пронизывает каждое слово художника, каждую его интонацию. Разве не об этом он сказал: «Какая сила жизни! Мы привыкли к нему и не замечаем победы живого над мертвым, действующего над инертным, и мы как будто не знаем, что солнце творит цветы и плоды из мертвого камня, не видим, как повсюду торжествует живет, чтобы бодрить и радовать нас. Мы должны улыбаться миру дружески».