Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Мотивировка - одно из проявлений закона детерминации в художественном творчестве, действует в различных аспектах: как обоснование появления мотива в художественном произведении или комбинации мотивов, что движут фабулу и сюжет; как обоснование, объяснение поведения персонажей, каких-либо изменений во внутреннем мире, речи, портрете персонажей, рассказчика, лирического субъекта. В первом случае обращают внимание на последовательность развития тематики произведения, Целесообразность и функциональную нагрузку фабульно-сюжетных движений, композиционных сцеплений всех компонентов произведения, отслеживают, насколько структура произведения обусловлена авторским замыслом, как в произведении оказывается его художественно-эстетическая целостность. Во втором (в процессе пообразного анализа произведения) - отслеживают, насколько обоснована поведение персонажей, как они взаимодействуют между собой, соответствует или расходится объективная, объяснимая ими система мотивов своих действий. Любое разногласие в сфере мотивации поведения человека нуждается в соответствующей интерпретации, поскольку отдельные, глубинные мотивы, влияющие на внутренний мир человека, его поведение, по большей части не осознаются, другие - умышленно прикрываются мотивами социально желательными, санкционированными референтными группами. Человек выдает себя, выполняя определенную социальную роль, не за того, кем она является на самом деле. Писатели, осуществляя психологический анализ, системой таких средств, как внутренний монолог персонажей, авторский комментарий, диалог, несобственное прямая речь (чередуя их), тонко воспроизводят этот процесс, представляют реальное или скрытое многоголосие, взаимодействие "своего" и "чужого" слова (см.: Детерминизм в литературном процессе, Диалогические отношения).