Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Тоническая система стихосложения (греч. tonos - ударение) - система стихосложения, основанная на соизмеримости ударений в віршорядках (ізотонізмі), а также на их вариативности равномерности упорядоченной и неблагоустроенной. Количество ударений определяет размер строки: он может быть 2-, 3 - и т.д.-наголошеним. Чаще всего наблюдается 3 - и 4-ударные строки. Безударные и напівнаголошені слова выполняют лишь вспомогательную и вариативную роль в творении тонического размера. А в песенной, фольклорной тоньше добавляются еще и чисто музыкальные ударения. Несмотря на укорененности украинской литературной тоники в собственный удельный грунт (см.: Народное стихосложение), теоретическое ее осмысление еще недостаточное. Российский ученый М.Гаспаров называет 4 ступени перехода от силабо-тонического к чисто тонического стихосложения: 1) силабо-тонический віршорядок - объем міжіктових интервалов постоянный (в ямбі и хореи - 1 состав, в трискладових размерах - 2 склады); 2) дольник (см.: Паузник) - объем міжіктових интервалов колеблется в диапазоне двух вариантов (1-2 склады); 3) тактовик - объем міжіктових интервалов колеблется в пределах трех вариантов (1-2-3 склады); 4) акцентовик - объем міжіктових интервалов колеблется неограниченно и на слух не воспринимается. Чисто тоническое стихосложение начинается за порогом тактовика" и измеряется уже "не количеством стоп (и, соответственно, количеством сильных мест, іктів), а количеством слов (и, соответственно, ударений..." (Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-1925 годов в комментариях. - М., 1993. - С.142). Этот достаточно удобный для арифметических подсчетов подход в то же время игнорирует индивидуальные особенности произведений, особенно тех, что их "надиктовала" авторам определенная мелодия, а также тех, где, в зависимости от манеры декламации, емфатичні ударения, подобно мелодических акцентов в песенной тонике, перевешивают словесные. Сторонники музыкальной, и декламаційної концепций тонического стихосложения искали других критериев его идентификации - графических (В.маяковский), тактометричних (А.Квятковський), песенных. Исследователи ритмики фольклорной песни самой мелкой единицей тонического стихосложения называют "півстих" (О.Потебня, Ц.Нейман, П.Бажанський), или "музыкальную стопу" (И.франко, О.Востоков). Первый термин более акцентирует на словесном компоненте песни, второй - на мелодійному. Есть еще термин с выразительной танцевальной семантикой - "колено". Теоретик и практик тактовика І.Сельвінський утверждал, что есть смысл говорить о тактовую систему стихосложения, где текст не скандується, а дирижируется, как в музыке: 4/4, 3/4, 6/4 и т.д. Тактовик свободно вбирает в себя и классические размеры силабо-тоники, и паузники, и акцентовики. В сопоставлении различных взглядов на природу Т.с.в. оказывается общее, что раскрывает ее удельные содержательные характеристики, - интонационная раскованность; отсутствие регламентированного закрепления акцентов на определенных местах, подчиненность языковой, фразовом, словесной ритмомелодиці при одновременном вокальном протягивании или сжатии слов за счет их наголошеності, ненаголошеності; напівнаголошування и двонаголошування; принципы ізотонізму и ізохронізму (они не соблюдаются в речитативному и говірному уснопоетичному стихосложении). В приближении этих фольклорных образцов или их имитации появляется в современной украинской поэзии абсолютная тоника, а в основном она сочетается с тактовиком и его разновидностью - павзником. Более чотирискладовий порог ненаголошеності имеет в нашей просодии меньшую частоту, чем в русском, поэтому удельный риса украинской тоники следует искать в разговорных, говірних, речитативных интонациях и оборотах, сопряженных с аритмічною мелодикой фразы:

Вот оно и началось с того,

что женился глупый Петр.

Только в дом привел племянницу -

сразу же топиться пошел в Днепр.

Начало, как и следующий текст "Сказки о Обманывала" В.симоненко, не предоставляется до однозначных подсчетов количества безударных слогов, поскольку, в зависимости от манеры чтения, емфатичних акцентов и пауз, каждая строка может иметь неодинаковое количество ударений. Например, 4-й можно считывать как с двумя ударениями (топиться, Днепр), так и с четырьмя, на каждом слове (и тогда выходить 4-стопний дактиль). И все же отчетливо чувствуется разговорная интонация, которая не позволяет чтецу ставить "лишних" ударений, хотя они в принципе и возможны. Отрывок определенно тяготеет к тонической двонаголошеності. Похоже - и в стихи Драча "Киев с глазами солнца и луны", где имеются 4 сильных ударения. При чтении безударные слова "пробігаються" ускоренно, а ударные растягиваются: Киев мой, чудо мое с глазами солнца и луны, Клекот зеленый твой бьется, радуга в каждом окне встает, Зеленью трясется каждый лоскут, облака себе не находят места. Шал твой зеленокрйлий небо наотмашь бьет.