Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Народное стихосложение - совокупность норм и принципов организации фольклорного віршового произведения. От времен синкретичних ритуальных действ и игр до нас дошли тексты, которые предоставляются к анализу в измерениях всех основных версифікаційних систем, даже межсистемных - как внутри поэзии, так и между ней и прозой. Причем иногда это может быть один и тот же текст:

А мы просо сеяли, сеяли,

Ой, См, Ладо, сеяли, сеяли.

Под углом зрения силабіки это будет 10-складник с возможными цезурами после каждого колена /4+3+3+/2. В измерениях тоники - акцентовик, где каждый стих дистиха имеет по два сильных ударения (на обоих словах "сеяли"), а начальные несамостоятельны, слабонаголошені слова и количество слогов в них (в данном случае - одинаковая) могут и не приниматься во внимание. Наконец, даже с точки зрения более поздней силабо-тоники стихотворение можно рассматривать как тристопний амфібрахій(∪ ∪ ∪/ ∪ - ∪/ ∪- ∪/ ∪), где первая стопа - трибрахій, в котором склады или вовсе не отмечены, или, в зависимости от интонации говорящего, второй или третий слоги - напівнаголошені. Все три подхода не перечеркивают, а дополняют друг друга, подтверждают феномен плюривалентності (многомерности) стихотворной речи. Однако до сих пор речь шла только о тексте календарь. Наличие мелодии и пантомимы вносит существенные коррективы как в наголошеність, так и в длину составов, в чем проявляется сближение с еще более глубокой метрической версифікаційною системой. Последнее слово строки теряет свой привычный ударение и приобретает вокального - "сеяли". Этот отмечен состав растягивается во времени на две моры, то есть ровно на столько, сколько времени надо, чтобы произнести два коротких склады. Так же и другой отмечен состав, который на первом слове "сеяли" совпадает с вокальным. Итак, к 10 составляющих мор добавляются еще 2 вокальные, благодаря чему получаем четкое тритактове (или триколінне) членение: "А мы о-со / си-и-я-ли / си-я-ли-и". Пение сопровождается соответствующей пантомимой и притопом ("А мы просо витопчем, витопчем" и т.д.). При подобной ситуации появились и греческие термины "арсис" и "тезис" (буквально - поднимание и опускание ноги, а в переносном смысле - длиннее и короче части стихотворной стопы). Эти термины употребляются и в силабо-тонике на обозначения соответственно ударяемой и ненаголошеної частей стопы. В последнее время их вытесняют икт (лат. ictus - удар, хотя этим термином обозна-чаемое сильное место может иногда и не нести ударения) и міжіктовий интервал. Похожие внутрітактові растяжения складов встречаем и в коломийках (см.: Тактовик). Различают три основных типы фольклорного стихосложения - песенное (здесь проявляются все три принципы версификации), речитативное (преимущественно тоника и рифмованная проза), говірне (разнообразные рифмованные тексты). В говірному стихосложении воплощены блестящие образцы версификационной техники, особенно в т.н. детском фольклоре (или же фольклоре для детей) - загадках, поговорках, забавлянках, лічилках, триндичках, закличках, прибаутках, скоромовках, прозивалках, звуконаслідуваннях; а также у "взрослых" заговорах, заклинаниях и т.д. Нет резкой границы между этими типами стихосложения, поскольку, например, говірну забаву можно одновременно и пропевать: "Был себе Будько / Имел халабудку, /1 ставок, И млынок / И капусты кусок, /1 брюки портят, / Что карабкались по стене. / Хорошая моя байка или нет?" Первые две строчки как бы задают ритм всей забавлянці, два следующие растягиваются во времени выполнения за счет удлинения ударных слогов (это - два напівстихи одного тихо), предпоследний, наоборот, сжимается, сохраняя изохронизм, а последний становится уже не двух-, а тринаголошеним, погамовуючи, замедляя темпоритм забавы и будто переводя ее в русло диалога. Речитативное стихосложения встречается преимущественно в думах, фольклорных балладах, старинах (первоначальное название былин), исторических песнях, плачах, духовных стихах (фольклоризованих), а также и в пародиях на молитвы, в бурлескному низовом настроении мандро-ванных студентов, лицедеев, скоморохов, дьяков и др. (см.: Райошник).

Ой в воскресенье барза рано-пораненько

Не седая кукушка закуковала -

Сестра брата своего с подворные своей

В войско провожала... (дума "Проводы казака в войска").

Фольклорное песенное стихосложение тоже охватывает самые разные жанры - гаивки, веснянки, купальские, петрівчані, свадебные, колыбельные, бытовые, плясовые, хороводные, выразительные, жатки, гребовицькі, чумацкие, песни о любви , частушки, шумко, колядки, щедривки и пародии на них. Вот лишь один из фрагментов свадебных песен (выполняется во время обряда расплетания косы у невесты):

Ой глянь, девушка, через калач

Черными глазами и заплачь,

Потому что идет твой розмай-коса,

Потеряй-красота,

Ореховый цветет,

Завязан свет.

Привычное для фольклора попарное рифмовки здесь дополняется понадсистемною рифмой (девушка - глазами), изысканной фонічною и тоническим организацией текста, лексически богатой, эмоционально наснаженого, что в сочетании с мелодией является маленьким художественным шедевром.