Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ВЕРОВАНИЯ, ПРАЗДНИКИ ДРЕВНИХ УКРАИНЦЕВ, УКРАИНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ

УКРАИНСКИЙ БЫТ

УМЕРШЕГО ПЛАЧЕМ НЕ ВОСКРЕСИШЬ (причитания)

Похоронные причитания (скорбь, стенания, заведини, приказування, при засады, йойкання) являются едва ли не самыми характерными из семейно-обрядовых жанров. Первоначально причитания имели характер магического заклинания. Они были неотъемлемым атрибутом обряда «перехода» из этого мира в другой, чужой, населенного враждебными духами.
Верили, что душа покойного кружит вокруг тела, слышит и видит все, что происходит вокруг. Чтобы уберечь ее от всего злого в момент перехода и не навредить ей (а заодно и себе), необходимо было причитать.
Итак, причитания - это импровизационные песни-рецитации, выполняемые женщинами во время погребения или поминовения покойника, призванные оплакать покойного, высказать по ним сожалению, а также облегчить боль близких в момент вечной разлуки. Голосят не только родные умершего. Этот обряд выполняется профессиональными голосільницями, которые сплетают традиционные мотивы со своими собственными музыкально-поэтическими импровизациями. Оплакать покойника также важно, как и соответствующим образом его снарядить на тот свет, выдержать все другие обряды.
Если бы у меня сестры были, Они бы меня обтужили, Они бы меня обтужили, В золотой гроб положили...
Причитания имеют свободную речитативну строение, в них часто используются тавтологии, повторы одного или нескольких слщ в начале или в конце стиха. Речь всегда обращена к личности умершего. Костяк любого причитания - это достаточно определенный круг устойчивых мотивов:
 
пробуджування покойника; вопрос, кто его не обидел; просьба встать посмотреть на родных, «произнести хоть словечко»;
 
упреки, что покойный осиротил семью, покинул детишек и любимую жену; упреки предкам, которые «переманили» покойника к себе, просьба к ним присмотреть за ним;
 
величание умершего лучшими эпитетами, ласкательными словами, перечисление добрых дел;
 
описание гроба как подземной дома без окон и дверей, куда «ветер не веет и солнце не греет»;
 
для неженатых - изображение обрядового брак после смерти;
 
просьба передать привет своим знакомым и родным на том свете;
 
описание похорон как выпроваживании покойника в дальний путь, в неведомую страну, откуда нет возврата;
 
изображения мертвых птицами, которые улетают в теплые края являются посланниками-связными между мирами;
 
обращение к птиц и животных, не видели ли они где покойного, не велел что-то передать - того, что не успел сказать при жизни;
 
персонификация судьбы как отдельного неумолимой существа; сетования, что теперь семья умершего будет беспомощной перед человеческой неправдой, не даст себе раду с хозяйством;
 
отчаяние и грусть по поводу вечной разлуки, осознание невозможности возвращения родной души.
 
Кстати, причитания как художественное выражение тоски, горя, боли и отчаяния по поводу трагического момента в жизни человека поются в минуты отчаяния, что не обязательно связаны со смертью. Принято причитать и по поводу неурожая, тяжелой болезни, сиротской судьбы, одинокой старости.
 
Представим для примера такое причитания:
Мой папочка, мой родной,
Мой папочка, мой старесенький!
Зачем же вы нас покидаете?
Кому вы нас уручаєте?
Или вы дубовые сухом,
Или вы батенькові чужом?
Или холодной стене,
Или чужой, мой папочка, чужбине?
Сухой дуб, мой папочка, не разовьется,
А чужой батенька к нам и не обзовется.
Холодная стена не греет,
А чужая чужбина не пожалеет.
И лучше же мне, мой папочка, тяжелый камень катит,
Чем чужом батенькові годится.
И я чужом батенькові сделаю ділечко, да и переработаться,
А скажу словечко, да и переговориться.
И мое ділечко, мой папочка, не в лад,
И языков словцо не так.
И откуда вас, мой папочка, выглядеть,
И откуда вас и визирать?
Или вас с поля, или вас с моря,
Или с высокой горы,
Или с чужой чужбине?
Не идите, папочка, полями, потому что ножки поколете,
Не идите, папочка, берегами, потому утонете:
Идите, папочка, теми дорожками, куда и мы идем,
Да мы за вами слізоньками тропы прольем.
И на каких вас, папочка, святках дожидать,
Когда для вас столы застилать?
Или на Рождественских святках?
Или на Пасхальных святках,
Или на святую неділеньку?
На Рождественских святках снежки тропы-дорожки позамітають,
На Пасхальных святках большими водами позаливають,
На сзяту неділоньку спорышом позаростають.
Или будем спориші стругать,
Своего батенька в гостоньки дожидать.
Да и сады цветут и зозуленьки куют.
А я выйду водице брать и буду соловьев вопросам:
Вы, зозуленьки сивесенькі,
Соловеєчки малесенькії
Высоко летаете,
Много света выдаете, -
Или вы не слышали моєго батеньки родненького,
Или не видели моєго батеньки старенького?
Зозуленьки летают и куют,
Бедным сиротам сожаления наносят.