Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Ансамбль книги (фр. ensemble - вместе) - определенная совокупность результатов литературно-художественного, историко-филологической, научно-публицистической, изобразительной и художественно-промышленной деятельности, образуют идейно-эстетическое единство. Определяются три типа ансамблей книги: 1 - содержит только произведения художественной литературы, функционально ориентированный на максимальный идейно-эмоциональное воздействие самого текста художественного произведения и оперативность включения его в актуальный контекст; 2 - иллюстрированные издания художественных произведений; 3 - наиболее полный по составу, включает наряду с возможными иллюстрациями более или менее значительный объем сопутствующих текстов, историко-филологических, литературно-публицистических и др. Первый тип А.к. адекватно используется при первых изданиях современных произведений (особенно прозы), авторы которых не желают представлять читателю свои идеи и образы так или иначе проінтерпретованими (критиком, иллюстратором). Продуктивнее всего проявляет себя этот тип А.к. во времена повышенной политической активности общества (освободительные движения, защита родного края); при этом до массового книгоиздания добираются произведения, поэтика которых типологически созвучна с историко-психологическими доминантами в умонастроениях общества. Силу требования историко-типологической соответствия в системе "поэтика - общественная психология" отчетливо наблюдается на книгах, их выпускало издательство "Западная Украина" в 1927-33. Второй тип А.к. - иллюстрированные издания произведений художественной литературы - приводит в идейно-эмоциональное взаимодействие различные виды искусства: художественное слово и живопись, чаще всего - графике. Интерпретационные ресурсы иллюстрации порождают эффект идейно-эмоционального резонанса при условии историко-типологической соответствия между поэтикой литературного произведения и характером изображения в иллюстрационных компонентах А.к.; нарушение этого условия приводит к разрыву между словесно-образным и визуально-ілюстраційним рядами, к самодостаточности графического ряда, для появления которого литературное произведение стал только поводом (см.: Иллюстрация). Третий тип А.к. состоит в процессе взаимодействия различных форм общественного сознания - художественной (образное слово) и научной (историко-филологическое знание, публицистика, критика). Этого типа ансамбли формируются, как правило, не при первых изданиях художественного произведения, а впоследствии, иногда уже тогда, когда поэтика произведения в новом культурном контексте ощущается как інотипна, сформированная в идейно, эмоционально отличном временипространстве. Тем самым актуализируется потребность историко-научного оснащения А.к., которым обеспечивается адекватная рецензия произведения. Наиболее полно удовлетворяет эту потребность академическое издание.