Существует несколько вариантов трактовки этого образа. За одним, казначей - это верный охранник сокровищ своего хозяина, а также помощник во всех его делах. Однако после смерти хозяина он появляется со стаей ворон и вырывает запроданную ему душу.
Другой вариант связан с популярными поверьями о закопанных и заклятые сокровища, наделялись чрезвычайными свойствами. Эти сокровища делятся на чистые и нечистые. К первым относятся те, что закапывались людьми во время сложных жизненных коллизий (войн, нападений, ограблений). Остальные же сокровища находятся под охраной нечистой силы. Верят, что раз в семь лет закопаны и заклятые сокровища пересушиваются и горят. Те из них, которые ночью охраняет казначей, и есть заклятые. Взять их может только тот, кому они предназначаются. Когда же это будет посторонний человек, то сокровища превратятся в черепки, уголь, змей или лягушек.
С сверхъестественными свойствами денег связано также поверье о зачарованную монету (інклюз), что имеет свойство притягивать другие и таким образом обогащать своего хозяина. Опекает эту монету злой дух. Его, как и домового, можно воспитать себе из куриного сноска. Этот дух по смерти хозяина забирает его душу.
Кроме домового и казначея, украинская демонология различает еще и дворового духа - дворовика (стпригу) - повелителя скота и всего хозяйства, который, по поверьям, имеет помощника - спорыша.
Вторыми-по значениям демонами чрезвычайно разнообразные божки природы. Как уже отмечалось, они, как и все духи, что есть на земле, согласно с украинскими легендами о сотворении мира, происходят от черта. Итак, среди большого разнообразия духов природы назовем прежде всего пальовиків, из которых выделяются бузничі; водяных и водяниць, которые подразделяются на очеретпників и криничників; близких к ним русалок (берегинь) - водяных богинь, которые делятся на нимф, навок, лоскотух, повитруль, бісиць, потерчат и т.п.; леших (полісунів), из которых выделяются еще гайовики.
Духи природы, несмотря на их многочисленность, составляют единую демонологічну систему, которая отличается от других тем, что основывается не столько на культовых началах, сколько на легендах и преданиях. Отсюда и своеобразное отношение к природным божков не как к нечистой силе, а как к поэтических образов. Недаром многие из них опоетизовано украинской литературой: «Лесная песня» Леси Украинки - непревзойденный образец художественного осмысления демонологии Волыни.