Эстетические категории - определяющие, общие ценностные понятия, которые выражают важную характеристики восприятия, переживания, познания и восприятия человеком явлений действительности и искусства, создание нового одуховленого мира по законам красоты. Е.к. достали разное, порой отличное толкование в зависимости от определенной философской концепции. Так, одни представители (И.кант, б. кроче и др.) рассматривали их как свойство сознания, проявление незаинтересованной деятельности, вторые (Г.-В.-Ф.Гегель) - как стадии развития абсолютного духа, третьи (В.белинский, О.Добролюбов, марксисты) - с точки зрения утилитарных интересов своих теорий и т.п. Первые попытки формирования общих эстетических понятий состоялись в античные времена, в частности в натурфилософов, піфагорейців, Платона, Аристотеля и др., которые определили систему Э.к., что легла в основу европейской эстетического сознания, раскрытой в трудах мыслителей Возрождения, барокко, классицизма, Просвещения, романтизма, реализма, модернизма и т.д. На проблему эстетической действительности обращали пристальное внимание авторы поетик XVII-XVIII ст., Г.Сковорода, Т.Шевченко, О.Потебня, н. Костомаров, и. Франко, Леся Украинка, Д.Чижевський, м. рыльский, а. довженко и др. Одно из универсальных понятий эстетики - категория прекрасного, что указывает на наивысшее проявление совершенства человека, самую существенную качество творческого життєдіяння по законам красоты, одухотворение действительности. С ней соединенная категория величественного, узмістовлена морально-этическими принципами и добродетелями (благородство, гуманизм, рыцарство, порядочность, верность, сердечность). Категория безобразного - своеобразный антипод прекрасного и величественного, своим контрастированием способствует более глубокому осознанию их смысла, широко употреблялась в "сміховій культуре", в творчестве барокко, авангардизма и т.д. Наряду с ними имеются категории трагического и комического (см.: Трагическое, Комическое). Каждая из Е.к. имеет универсальное значение, аккумулирует в себе духотворчий чин, побуждает к творчеству, к восприятию искусства в его іманентних характеристиках.
|
|