Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Комическое (греч. komikos - смешной) - категория эстетики, характеризующая тот аспект эстетического освоения мира, который сопровождается смехом без сострадания, страха и угнетения. В комической ситуации человек интуитивно постигает несоответствие между неполноценным, несовершенным содержанием явления и его формой, претендующей на полноценность и значимость, между высокой целью и недостойными средствами ее достижения. Те общественные явления, которые теряют свою целесообразность, необходимость, но претендуют на историческое бытие, значимость, ценность, стремятся выдать себя не тем, чем они есть на самом деле, становятся объектом комического осмеяния. Исследователи К. (Аристотель, Томас Гоббс, Г.-В.-Ф.Гегель, М.Чернишевський, А.Бергсон, Б.Борев, Б.Мінчин) установили ряд объективных предпосылок и субъективных качеств людей, взаимодействие которых необходимо для возникновения комического отношения. Во-первых, К. касается только гуманитарной сферы, общественных явлений, а неодушевленные предметы могут лишь косвенно втягиваться в комическое отношение человека к людям или общественных явлений. Во-вторых, субъект комического отношение имеет чувствовать свое превосходство над объектом высмеивания и быть в полной безопасности (страх за жизнь, как правило, исключает чувство комизма). В-третьих, неожиданное несоответствие ожидаемого и Действительного в контакте человека с обществом, между прогнозируемым и настоящим решением комической ситуации динамізує чувства и эмоциональное напряжение, поддерживает внимание участников комической ситуации (много весят интрига, перипетии). В-четвертых, любая нецелесообразности, неуместность, абсурдность, отклонения от нормы порождает новую грань комизма. В-пятых, все мертвое, механическое, шаблонное, что выдает себя за живое, природное, органическое, всегда вызывает ощущение комичности. Для восприятия К., выявление всех его источников и форм человек должен обладать развитым эстетическим вкусом, хотя бы очерченным идеалом. Физиологическое возбуждение, т.н. смех без причины, не является адекватным восприятием К. В той или иной степени К. способна переживать каждый человек, но в концентрированной форме оно проявляется в искусстве, и разные его грани лежат в основе таких жанров, как стихи, сатира, эпиграмма, пародия, памфлет, комедия, буффонада, фарс, бурлеск, травестія т.д. Градация эмоционального реагирования на различные проявления К., его отношение к общественному идеалу передается в понятиях улыбка, шутка, ирония, юмор, черный юмор, гротеск, сарказм, карикатура, инвектива, которые могут лежать в основе соответствующих жанровых структур, стилистических фигур и тропов, то есть средств художественного моделирования второй, эстетической реальности.