Идея произведения художественной (греч. idea - первообраз) - эмоционально-интеллектуальная, пафосная направленность художественного произведения, которая примерно может быть охарактеризована как ведущая мысль, ядро замысла автора. Уже этимология слова "И." указывает, что оно возникло тогда, когда духовный мир человека имел синкретический характер, а в индивидуальном и общественном сознании не было четкой дифференциации художественно-образного и логически-понятийного мышления, искусства и науки. Понимание сущности И. никогда в науке не сводилось до логического высказывания, к некой завершенной, сформулированной по законам формальной или математической логики мысли-тезисы, однозначного положения. Даже в теории познания марксизма-ленинизма И. отличалась от теории как формы познания тем, что, кроме определенного отображения объекта, она содержала в себе цель человеческой деятельности, согласно которой этот объект должен был быть изменен, преобразован. Теоретики литературы, которые избегали гносеологізму в литературоведении, говорили о художественную идею, о специфике идеи художественного произведения, называли ее идеей-пафосом, подчеркивая, что И. в художественном произведении выражается системой художественных образов, предстает в сознании читателей как идейно-эмоциональный пафос, который схватывается читателем или критиком логико-понятійними средствами в виде основной мысли. К сожалению, в традиционном литературоведении преобладало толкование И. художественного произведения как "главной мысли", из чего получалось, будто И. может существовать еще до художественного произведения, уподобляться каркаса, на который скульптор наносит глину будущей статуи. Не брался во внимание тот факт, что И. в сфере подлинного художественного творчества на одном из этапов творческого процесса не существует вне яркими представлениями, чувственными впечатлениями, эмоциональным возбуждением, которые являются составляющими творческого воображения художника, где произведение возникает, формируется и оформляется. Учитывая эту особенность творческого процесса, эстетики и литературные критики различали идейность и тенденциозность литературы, давали характеристику идейности литературы как внутреннего качества образного мышления, опирающегося на ценностное, эстетическое отношение человека к миру, которое различными средствами и способами выражается, материализуется (см.: Идейность, Безыдейность литературы, Идеология, Деидеологизация).
|
|