Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Деидеологизация - процесс высвобождения общественной жизни, гуманитарных наук, литературы и искусства из-под засилья идеологии. Теория Д. имеет смысл, если понимают идеологию как совокупность идей, выгодных определенным группам людей, господствующим слоям, как средство манипуляции массами, или в том случае, когда насильно навязывают людям какую-то одну систему идей, преследуя идейных оппонентов. Особый вред был нанесен украинскому писательству коммунистической идеологией, которая отчуждала национальную ментальность от первооснов национального духа, вызывала раздвоение сознания, переиначивание личности, что достаточно глубоко отражены в художественных произведениях: "Я(Романтика)" Хвылевого, "Смерть" Б.Антоненка-Давидовича и др. Литература на длительное время была превращена в послушный средство естетизованої популяризации компартийных мероприятий ("Диктатура" Микитенко, "Макар Дубрава" а. корнейчука и т.п.), теряя свою имманентную сущность. Поэтому очищение эстетического сознания раскрывает перед талантом возможность адекватного творческого самоосуществления. Д. необходима и в том случае, когда определенная идеология, будучи проявлением национального жизни или гуманистических тенденций, как, например, народничество, пытается втиснуть творческий процесс в жесткие рамки своих установок, полностью подчинить творца своей задачей, пренебрегая спецификой его деятельности. Против такой опеки не раз протестовали украинские писатели, в частности в начале XX ст. (Леся Украинка, М.Вороний, "Молодая муза" и др.), отстаивая свое право на свободу творчества. В то же время они не забывали о своих обязанностях перед нацией. Этот выбор мотивировал поступки многих писателей, яве связывали свою судьбу или с ОУН (О.Ольжич) или с диссидентством (в. Стус), но не за счет поэзии. С 70-х XX в. заявили о себе взгляды на литературу, литературный текст как универсальное средство общественной коммуникации (Р.Барт, Є.Чаплієвич, Е.Касперський и др.).